ОКО ПЛАНЕТЫ > Тема дня > Туристические навигаторы GPS-Глонасс
Туристические навигаторы GPS-Глонасс23-06-2013, 15:10. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||||||||||||||||||||||
Вот уже несколько лет верными спутниками фанатов туризма, рыболовов, охотников и просто путешественников являются туристические навигаторы, помогающие перемещаться по местности, в том числе и совершенно незнакомой. До недавних пор в определении координат такие устройства опирались на американскую спутниковую систему GPS. С мая 2011 года начался массовый выпуск навигаторов, в том числе и туристических, использующих, вместе с GPS, российскую спутниковую систему ГЛОНАСС. Практика использования навигаторов GPS/ГЛОНАСС показала отличную точность позиционирования, и ошибка в определении координат сейчас не превышает 2-3 м (в ближайшем будущем она снизится до 1 м). Стоит отметить, однако, что при использовании прибора в северных широтах, ГЛОНАСС имеет преимущество перед GPS из-за особенностей построения системы.
Поскольку туризм, а тем более свободное путешествие предполагают передвижение по мало приспособленной для этого местности, туристический навигатор обладает набором характерных отличительных особенностей от других устройств. Это, разумеется, укрепленный противоударный и водонепроницаемый корпус, способность длительное время работать без подзарядки, используя стандартные аккумуляторы или/и источники питания. Очень хорошо, если такой прибор оборудован специальным креплением, позволяющий, помимо ношения в руке или на шее, установить его на руль велосипеда. Весьма желателен, конечно, цветной дисплей с хорошим разрешением, но опытные туристы утверждают, что "монохромник" хорошо читается на ярком солнце и, что немаловажно, меньше потребляет энергии. А вот наличие слота для флэш-карточек, позволяющих загрузить в ограниченную память навигатора новые карты местности, обязательно. Наконец, он должен иметь высокочувствительный приемник для уверенного приема сигнала и посреди большого города, и в глухом лесу.
Программное обеспечение туристического навигатора ГЛОНАСС, рассчитанное исключительно на путешественников, должно отображать на картах все особенности, в том числе видимые ориентиры, близлежащие объекты и достопримечательности. Обязательно наличие магнитного компаса и барометрического высотомера. Использование последнего в режиме мониторинга атмосферного давления позволяет выдавать текущий прогноз погоды.
Самые совершенные на сегодняшний день туристические навигаторы отображают спутниковые карты высокого разрешения и умеют прокладывать маршрут по городским улицам с учетом правил дорожного движения. Из сервиса стоит упомянуть информацию о солнце и луне, таблицы приливов, календарь охоты и рыбалки. Разумеется, есть и поддержка функции геокэшинга - современного варианта "поиска сокровищ" с использованием координат для GPS/ГЛОНАСС.
Гибрид за те же деньги. Обзор навигатора Prestigio GeoVision 5135GlonassВслед за тем полного формирования спутниковой группировки системы ГЛОНАСС из 26 аппаратов шутки о ней стали неинтересными. А для производителей навигаторов не обладать в ассортименте модель с приёмником ГЛОНАСС стало неприличным. Ответила призывам прийти на выручку отечественную навигацию и группа Prestigio. Нынче мы протестируем её первостепеннный гибридный GPS/ГЛОНАСС-навигатор.
Большинству пользователей в целом безразлично, гибридные ли приёмники стоят в их навигаторах. Им нужно, чтобы устройство без затей работало и показывало пимпочку на карте. Многие слышали, что GPS в паре с ГЛОНАСС лучше подбирает местоположение для пимпочки, но немногие готовы за это платить. Prestigio GeoVision 5135Glonass - гибридный навигатор по цене обычного.
Интересно, что эта модель будет поставляться не только в Росиию, но и на европейский рынок. Говорят, есть спрос.
Технические характеристики, комплектация
В комплект навигатора входят кабель USB-miniUSB, чехол, кредл, автомобильное зарядное устройство и стилус.
Внешний вид
Оформление навигатора соответствует современным тенденциям. Плоский экран, чёрная рамка, алюминиевая линия по периметру. Хотя кого это волнует, если 99% времени шофер смотрит только на экран, а стильным аксессуаром (как это вероятно с телефоном) навигатор метко не станет?
Задняя панель выполнена из бархатистого пластика софт-тач. Остов собран качественно, от езды по дивным российским дорогам не развалится. Существование модуля ГЛОНАСС предполагает некоторое повышение габаритов и массы корпуса по сравнению со среднестатистическим навигатором, но оно незначительно: толщина девайса - 16 мм в самом толстом месте, где спрятаны, собственно, модуль и антенна ГЛОНАСС, в остальных - 12 мм.
На верхней грани корпуса имеется только кнопка включения. На левом борту - слот для карт microSD, миниджек и разъём mini-USB. На задней панели - динамик и кнопка Reset.
Начинка
Бодрая служба софта в навигаторе обеспечивается чипсетом RockChip 2818, тот, что просторно употребляется в самых разнообразных устройствах - от плееров до планшетов и более того некоторых нетбуков. ARM-процессора, работающего на частоте 400 МГц, и 128 МБ оперативной памяти устройству хватает и для выполнения первостепенный работы, и для всяческих мультимедий. А управляет всем операционная организация Windows CE Core 5.0.
Встроенной памяти по нынешним меркам не так уж немало - 2 ГБ. Без малого вся она занята прошивкой и навигационным ПО, беспрепятственно всего примерно 180 МБ, но навигатор поддерживает работу с microSD ёмкостью до 16 ГБ.
Экран у Prestigio GeoVision 5135Glonass - пятидюймовый, с разрешением 480х272 пикселя. Сенсор - резистивный. Пользователи навигаторов вообще ещё не избалованы ёмкостными экранами. Яркости подсветки хватает для использования в любых условиях - в солнечную погоду позволительно без труда разобрать, что показывает навигатор. А большие углы обзора позволяют видать чёткую картинку, даже когда навигатор размещён под наклоном - как, например, в моём автомобиле, где одним из удобных мест крепления навигатора оказалось боковое переднее стекло.
Встроенный Li-Pol аккумулятор ёмкостью 1200 мАч обеспечивает в среднем 2-3 часа автономной работы навигатора в режиме воспроизведения музыки или видео и грубо 2 часа при непосредственной навигации - работа гибридного модуля GPS/ГЛОНАСС едва больше энергозатратна, чем заточенного на единственный только GPS. Но в автомобиле автономность не будет проблемой - навигатор разрешается постоянно удерживать подключённым к прикуривателю.
Меню, дополнительные возможности
Интерфейс навигатора предельно прост, запутаться невозможно, так что даже во момент движения не придётся здорово отвлекаться. В меню всего три пункта: Навигация, ГЛОНАСС/GPS и Медиа. Начальный ведёт к собственно навигационной программе, за вторым укрывается встроенная утилита, показывающая данные по приёму сигналов спутников, а Медиа было бы правильнее наречь Всё остальное. Туда попали аудио- и видеоплеер, настройки, калькулятор и даже немного игр, охватывая непреходящий Тетрис.
Полноценным мультимедийным плеером устройство станет вряд ли, но с воспроизведением звука у него нет никаких проблем: поддерживаются форматы MP3 и WMA, а значит, навигатор поможет приобщиться к армии аудиочитателей. Для такого рода контента придётся разжиться карточкой microSD, встроенной памяти совершенно мало. Закачивать же файлы нимало несложно, аппарат может представляться системе обычной флешкой (есть ещё второй порядок - Active Sync).
GPS/ГЛОНАСС
Теоретически гибридный модуль GPS/ГЛОНАСС должен снабжать более высокую аккуратность позиционирования, чем отдельные приёмники означенных спутниковых систем навигации. По официальным данным, пунктуальность позиционирования, обеспечиваемая спутниками ГЛОНАСС, составляет рядом 5 метров, что впритык приближается к результатам американской системы.
Время запуска спутникового приёмника в режиме холодного старта в ходе тестов составило возле двух с половиной минут. Первоначально программа работы с модулем GPS/ГЛОНАСС показывает 3-4 американских спутника (период отлова - в среднем минута-полторы), а на глаз посредством минуту - 4 российских и ещё парочку космических аппаратов GPS. Тёплый старт длится не более минуты - верно так же, вначале определяются сигналы GPS, вслед за тем - ГЛОНАСС. А в режиме горячего старта, что интересно, секунд за 10 ловились в первую голову российские спутники, а затем - американские.
Обнаружилась одна интересная особенность: если GPS-сигналы ловятся стабильно на практике в любых условиях (например, в облачную погоду, под деревьями, посреди больших домов и т.п.), то на приём сигналов ГЛОНАСС существенно влияют такие помехи, как облачность и высокие здания.
Справедливости с целью отмечу, что в хорошую ясную погоду на более-менее открытой местности российских спутников ловится больше, и сигналы от них стабильнее.
Навител Навигатор
Prestigio GeoVision 5135Glonass поступает на рынок с установленной программой навигации Навител Навигатор 5. Фирма давнехонько сделала ставку на этого российского разработчика и в текущее время комплектует все свои устройства аккурат этим ПО.
Пятая версия Навител броско улучшена по сравнению с третьим поколением программы. Интерфейс стал понятнее, меню проще, кнопки крупнее и удобнее. Маршруты рассчитываются стабильно скоро - довольно двух-трёх секунд. Благодаря весьма подробной карте - одному из главных плюсов Навитела - с массой POI, программа ладно себя показала в поездках как по столице, так и в других городах, например, в Рязани. Конечно, дорога М5 - это не бином Ньютона, но с нахождением нужного адреса в Рязани Навител выручил: приехали куда нужно сразу, без лишнего кружения и поисков. В комплекте Навитела, устанавливаемого на Prestigio GeoVision 5135Glonass, поставляется карта всей России.
По идее, употребление сигналов двух систем спутниковой навигации должно одаривать более быстрое и более точное позиционирование в Навителе. При всем при том версия программы для GPS/ГЛОНАСС-навигатора отличается некоторыми, скажем так, нюансами.
В ходе тестирования Навител определял сигналы спутников с задержкой приблизительно в полторы минуты, даже если программа запускалась уже следом того, как в штатной утилите самого навигатора спутники были удачно обнаружены. А изредка программа и совсем отказывалась зреть космические аппараты.
Не всё оказалось ладно и с точностью определения координат. Навител, видимо, запутавшись в собственных расчетах, порой выдавал ошибку около 10 метров. По этой же причине его голосовые подсказки порой оказывались несвоевременными.
Навител Навигатор поддерживает приобретение данных о трафике от собственного сервиса Навител.Пробки, и все-таки в Prestigio GeoVision 5135Glonass возможности выхода в интернет не предусмотрено никакой - нет ни поддержки SIM-карт, ни модуля Bluetooth для связи с мобильным телефоном.
Выводы
Простите за паршивый каламбур, но навигатор GeoVision 5135Glonass - это надобный компонент престижа для бренда Prestigio. Ныне рынок обязывает компанию располагать в ассортименте хотя бы одну модель с поддержкой ГЛОНАСС и GPS.
Практически же, для пользователей навигаторы типа Prestigio GeoVision 5135Glonass пригодятся для автопутешествий по России - почти по любому региону нашей здоровый страны. Благодаря гибридному приёмнику, сигналы спутников (американских ли, российских ли) будут отловлены. Причём в северных областях GPS работает плохо, а ГЛОНАСС - напротив, обеспечивает надёжное позиционирование. Увы, потенциальный выигрыш в скорости определения координат нивелируется недоработанным ПО, вносящим собственную задержку. А для обитателей же средней полосы помощь российской навигационной системы будет скорее нетрудно бонусом, нежели ключевым преимуществом этого устройства. Автор: Сергей Хлюпин
Навигаторы ГЛОНАСС/GPSЧтобы правильно выбрать себе подходящий GPS/ГЛОНАСС-навигатор, достаточно разобраться в базовых принципах работы навигационного оборудования и учесть сферу его будущего применения. Эта статья призвана помочь решить эту задачу и сообщить необходимую информацию простым доступным языком. Принципы работы современных навигационных систем Основные принципы работы любой современной навигационной системы просты. Определением координат положения на нашей планете занимается устройство, которое часто называют навигатором. Навигатор занимается измерением расстояний до спутников, запущенных на орбиту Земли. О каждом спутнике известно точное расстояние до земли и координаты его размещения над ней. Каждый спутник транслирует уникальный сигнал, содержащий данные о себе – именно он позволяет навигатору отличать спутники друг от друга. Для точного определения трехмерных пространственных координат навигатору необходимо получать данные как минимум с четырех спутников. Все навигационное оборудование можно условно разделить на три сегмента: «космический сегмент» (спутники), «контрольный сегмент» (управляющее оборудование и центры управления) и «пользовательский сегмент» - те самые навигаторы, речь о которых пойдет ниже.
В рамках первого этапа развертывания этой навигационной системы с космодрома Байконур был запущен 28 декабря 2005 года первый опытный спутник «GIOVE-A». Второй этап завершился запуском «GIOVE-B» 27 апреля 2008 года. Сейчас идет третий этап развертывания, в рамках которого в 2011-2012 годах на орбиту должны быть выведены еще 4 спутника, что создаст возможность первого точного позиционирования при помощи этой системы. Четвертый этап – эксплуатация навигационной системы Галилео – запланирован не ранее, чем на 2014 год, когда на орбиту Земли будет выведено достаточное для глобальной навигации количество спутников. Планируемая группировка спутников этой системы – 30 спутников.
По состоянию на август 2010 года включала в себя 5 спутников, расположенных на геостационарной орбите над Китаем. Планируемая группировка спутников этой системы – 30-35 спутников. Ожидается, что в 2012 году система под названием «Навигационная система Компас» сможет впервые предоставлять необходимый сервис пользователям в Китае и прилегающих территориях. Запуск в глобальную эксплуатацию ожидается к 2020 году.
Как видно из названия, система изначально ориентирована только на регион Индии и прилегающих к ней территорий. Первый спутник запущен в 2008 году. Планируется вывести на орбиту 7 спутников. Последние три системы находятся на том или ином этапе запуска (а китайская и индийская – не смогут применяться в глобальном масштабе), поэтому в данной статье далее рассматриваться не будут. GPS намного раньше вышла на рынок доступных обычным пользователям (не военным) устройств, поэтому сейчас практически все современное навигационное оборудование поддерживает этот стандарт. Тем не менее, после запуска в промышленную эксплуатацию системы ГЛОНАСС производители начали интегрировать ее поддержку в свое оборудование. Подавляющее большинство современных навигаторов с поддержкой GPS по совместительству поддерживают и ГЛОНАСС. Поэтому GPS навигаторы с ГЛОНАСС часто так и называют: «GPS/ГЛОНАСС-навигаторы». Что лучше – навигаторы с поддержкой одной системы или совмещенные? Современные показатели точности системы GPS для невоенных пользователей имеют погрешность по долготе и широте 2.00-8.76 метров при использовании навигатором 6-11 спутников. У ГЛОНАСС погрешность по долготе и широте составляет 4.46-7.38 метров при использовании 7-8 спутников. При этом, при одновременном использовании навигатором двух систем погрешность снижается до 1.5-3 метров. Ответ на вопрос однозначен: использование GPS/GLONASS-приемников (устройств с поддержкой обеих навигационных систем) предпочтительней, нежели использование навигаторов, способных работать только с одной.
Кроме этого, не стоит забывать, что в бытовом применении важнее даже не точность, а надежность приема. Будь то автомобильный навигатор или туристический – главное, чтобы связь со спутниками не терялась и вы всегда могли однозначно определить, где вы находитесь в настоящий момент времени. Тут тоже выигрывают «гибридные» GPS/GLONASS-навигаторы, так как они «видят» одновременно больше спутников, нежели устройства, способные работать только с одной из систем. Следует отметить, что с точки зрения пользователя, никаких отличий и особенностей эксплуатации «гибридных» (приемники ГЛОНАСС и GPS) по сравнению с «односистемными» нет.
Как правильно выбрать навигатор? Для начала нужно понять, что все бытовые навигаторы можно разделить на три группы по сфере применения и предлагаемым сервисам:
Самый полярный и многочисленный по ассортименту класс бытовых навигаторов – автомобильные. Именно эти устройства появились как самые первые доступные обычным пользователям и прочно завоевали популярность у автомобилистов всего мира. Самая главная задача, решаемая автомобильными навигаторами – прокладка маршрута «из точки А в точку Б», как правило, при этом учитываются картографические данные о населенных пунктах, наличие дорожных знаков (разрешенные повороты, «кирпичи») и разметки. Все чаще при прокладке маршрутов в крупных городах используются онлайновые данные о пробках и заторах.
Сейчас можно подобрать автомобильный навигатор практически под любые требования и вкусы автолюбителя. На рынке уже присутствуют модельные ряды с поддержкой ГЛОНАСС нескольких крупных производителей: Garmin. LEXAND, Explay, Prology, Digma [http://market.yandex.ru/guru.xml?CMD=-RR=9,0,0,0-PF=2140983386~TR~sel~select-VIS=70-CAT_ID=971072-EXC=1-PG=10&hid=294661]. Например, навигатор Digma DG503N[http://www.digma.ru/products/catalog/auto/gpsnavigator/] помимо навигационных возможностей, обладает широким спектром мультимедийных возможностей: способен воспроизводить видео, отображать фотографии, воспроизводить мелодии, работать с электронными книгами и многое другое. А навигаторы LEXAND SG-555 и LEXAND SG-615 HD [http://lexand.ru/product/navigators/] оснащены самым скоростным на момент написания статьи процессором MStar ARM9 MSB2521 500МГц. Кроме этого оба позволяют пользователю установить понравившееся ему навигационное программное обеспечение. Навигатором Garmin nuvi 2495LT[http://www.garmin.ru/avtonavigatory-cat/nuvi-2495lt-glonass.html] можно управлять голосом (поддерживается голосовое управление). Так же, благодаря встроенному bluetooth, устройство может выступать в роли Hands-free для вашего мобильного телефона. В этой же модели присутствует возможность учитывать пробки при прокладке маршрута по городу. Нельзя забывать и о федеральной программе[http://lenta.ru/news/2011/09/30/glonass/], благодаря которой современные отечественные автомобили ВАЗ и УАЗ оборудуются встроенной навигационной системой, взаимодействующей с ГЛОНАСС. Часто навигаторы, предназначенные для пеших или велопрогулок оснащают дополнительными датчиками и возможностями, предназначенными для спортсменов: водо и пылезащищенность, ударопрочность, измерение пульса, запись пройденного расстояния, расчет сжигаемых калорий и т.п. На момент написания этой статьи еще не появилось пешеходных навигаторов, способных работать одновременно с GPS и ГЛОНАСС. Тем не менее, появление таких устройств дело недалекого будущего. Но уже сейчас можно воспользоваться навигаторами, попадающими в следующую группу – «универсальных». К группе «универсальных» или «туристических» навигаторов можно отнести такие, которые обладают большей точностью и надежностью, а так же оборудованы дополнительными возможностями, которые могут приходиться в длительных походах. Как правило, в такие навигаторы встраивают дополнительно магнитный компас, барометр, высотомер, оборудуют повышенной пыле, термо и влагоустойчивостью, ударопрочностью. Такие устройства могут длительно функционировать от одного заряда аккумулятора и часто имеют возможность замены аккумулятора «на лету» или могут работать от обычных «батареек». Функционально «туристические» навигаторы обычно позволяют подгружать картографическую информацию в различных форматах, могут работать в условиях плохой видимости спутников (в ущельях, под кронами деревьев и т.п.). Так, к примеру, известный производитель Garmin уже предлагает несколько универсальных навигаторов, способных работать как с GPS, так и ГЛОНАСС: модели eTrex 10, eTrex 20 и eTrex 30[http://www.garmin.ru/portativnye-turisticheskie-navigatory-cat/ ]. Последняя группа, о которой стоит упомянуть – программы-навигаторы. Такие программы устанавливаются на мобильные устройства (смартфоны, коммуникаторы, нетбуки и ноутбуки), в которые производителем заранее установлен навигационный чип. В настоящее время распространение получили следующие программы:
Поддерживаются практически все современные мобильные и стационарные операционные системы:
Хорошим примером может служить коммуникатор Apple iPhone 4S, работающий под управлением iOS, в который встроен чипсет, способный работать как с GPS, так и ГЛОНАСС[http://www.apple.com/ru/iphone/specs.html ]. Не отстают от западных производителей и отечественные – в марте 2011 года на рынок был выпущен смартфон MTS 945 GLONASS на базе операционной системы Коммуникаторы от Samsung (Samsung Galaxy Note и Samsung Wave 3) работают под управлением ОС Android – соответственно там может быть использована любая из совместимых с этой ОС навигационных программ. LG Optimus Sol E730, как и Motorola Droid RAZR тоже работают под управлением Android. О своих ближайших планах выпустить мобильные устройства с поддержкой ГЛОНАСС заявили также компании Nokia, Вобис (торговая марка Highscreen), Rover Computers (RoverPC) и отечественный мобильный оператор «МегаФон». Где купить навигатор с ГЛОНАСС? Как правило, GPS/GLONASS-навигаторы можно приобрести в фирменных торговых точках (включая интернет-магазины) производителей этого оборудования. Так же, купить приемник ГЛОНАСС можно в специализированных магазинах, предлагающих разнообразные спортивные и туристические товары.
Вернуться назад |