» » » Геологи из Кембриджа уточнили возраст Земли

Геологи из Кембриджа уточнили возраст Земли

13-07-2010, 01:31 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (3 961)
В рамках нового геологического исследования ученые установили более точную дату рождения нашей планеты в ее нынешнем виде. Согласно последним данным, возраст Земли составляет 4,537 млрд лет, что на 70 млн лет меньше, чем считалось до сих пор.

Чтобы точно подсчитать возраст планеты, ученые сравнили элементы в мантии Земли с метеоритами в Солнечной Системе, которые обладают схожим возрастом. Подробно о своих исследованиях ученые из Кембриджского университета сообщают в последнем номере научного журнала Nature Geosciences.

Ученые, базируясь на сравнении элементов, говорят, что формирование Земли заняло больше времени, чем считалось. Специалисты говорят, что как "планетарный эмбрион" Земля появилась почти одновременно с Солнцем, но ее рост за счет новых слоев материи длился дольше, а формирование планеты в ее нынешнем геологическом виде заняло еще несколько десятков миллионов лет.

"Постоянные космические столкновения разогревали планету и позволяли металлам сконцентрироваться в центре планеты, образовав ее ядро. Поэтому в ходе данного процесса ядро планеты находилось в дифференцированном виде и не представляло собой той структуры, какой оно является сейчас", - говорит Джон Рудж, руководитель исследования.

Для того, чтобы точнее установить дату рождения планеты, ученые изучали два изотопа - гафний-182 и вольфрам-182. Дело в том, что за определенный период в несколько миллионов лет гафний распадается на стали вольфрама, а данное вещество в обилии присутствует в ядре, таким образом, "химические подписи" явно показывают, как именно происходил процесс формирования Земли.

Сравнивая количество изотопов магния и вольфрама, найденных с Земле и метеоритах того же возраста, ученые определили, сколько времени потребовалось Земле, чтобы образовать традиционные ядро, мантию и кору.

Сравнив свои выводы с выводами других специалистов, кембриджские исследователи заключили, что процесс формирования планеты длился не 30 млн лет, а ближе к 100 млн лет.

"В конце этапа формирования был зафиксирован своего рода пробел, который можно объяснить сильным внешним воздействием и появлением Луны. Если все верно, то процесс становления Земли занял около 100 млн лет, а возраст планеты мы оцениваем не в 4,467 млрд лет, а в 4,537 млрд", - говорит Рудж.

Источник: cybersecurity.ru.

1. » #1 написал: VP (13 июля 2010 08:26)

Земля помолодела на семьдесят миллионов лет

Удивительное открытие сделала группа учёных из Кембриджского универститета. Оказалось, что Земля на 70 млн лет моложе, чем считалось ранее. Результаты исследования публикует журнал Nature Geoscience.

Многие ученые считают, что началом формирования нашей планеты стало столкновение с крупным небесным телом размером с Марс, в результате чего часть Земли оторвалась и превратилась в Луну. Однако определить, насколько долго формировалась Земля, было сложной задачей для исследователей.

Главный вывод, который сделали ученые, состоит в том, что формирование планеты длилось не 30, а 100 миллионов лет.

Сравнивая количество изотопов магния и вольфрама, найденных на Земле и в астероидах того же возраста, ученые определили, сколько времени заняло у нашей планеты формирование ядра, мантии и коры. "Как "планетарный эмбрион" Земля появилась почти одновременно с Солнцем, но ее рост за счет новых слоев материи длился дольше, а формирование планеты в ее нынешнем геологическом виде заняло еще несколько десятков миллионов лет", - поясняет руководитель исследования Джон Рудж.

"Постоянные космические столкновения разогревали планету и позволяли металлам сконцентрироваться в центре планеты, образовав ее ядро, - добавляет ученый. - Поэтому в ходе данного процесса ядро планеты не представляло собой той структуры, какой оно является сейчас".

"В конце этапа формирования был зафиксирован своего рода пробел, который можно объяснить сильным внешним воздействием и появлением Луны. Если все верно, то возраст планеты мы оцениваем не в 4,467 млрд лет, а в 4,537 млрд", - заключает Рудж.

Ранее схожую теорию выдвинули ученые датского Института Нильса. Согласно проведенным ими исследованиям, Земля и Луна появились только через 150 млн лет после того, как Солнечная система была сформирована. Прежде предполагалось, что Земля сформировалась, когда Солнечной системе было 30 млн лет. Как считают исследователи, наша планета возникла в результате столкновения двух крупных тел, сопоставимых по размерам с Марсом и Венерой.

Постоянный адрес статьи:

**************************

Время формирования Земли было занижено втрое

12 июля, 14:30 |  Алексей Тимошенко

Наша планета моложе, чем считалось: британские геохимики снизили возраст Земли на 70 млн лет. Они также увеличили втрое оценку времени, которое ушло на формирование планеты.

Ученые сделали свой вывод на основе новой модели формирования Земли и данных радиоизотопного анализа. Рассматривая процесс образования планеты путем притяжения к одному растущему «зародышу» других частиц, геологи из Тринити-колледжа в Кембридже смогли показать, что рождение Земли заняло почти втрое больше времени, чем считалось ранее.

Геологическая реконструкция

Как указывается в аннотации статьи исследователей, которая опубликована в журнале Nature Geoscience, существующие модели формирования планеты указывали на то, что фаза быстрого роста планеты заняла около 10 млн лет. Эта фаза, называемая учеными также фазой аккреции (accretio— «приращение» на латыни), привела к превращению возникшего вместе с Солнцем небольшого астероида в практически полноценную планету, гравитация которой со временем захватывала все новые и новые частицы пыли.

Формирование Земли. Что происходит внутри протопланетного диска и как это связано с вулканами, действующими на планете спустя миллиарды лет?

Источник: BBC  (видео вставлено в текст основной новости)

Далее небесное тело, которому предстояло стать Землей, столкнулось с каким-то крупным астероидом. При этом от него откололся кусок, впоследствии ставший Луной, а еще через некоторое время оно приняло привычную нам форму.

Форма, но не цвет!

Шарообразное тело с массой, равной массе Земли. На этом сходство древней Земли с нашим миром заканчивалось. Высокая температура поверхности, отсутствие кислородной атмосферы – все это скорее напоминало смягченную версию венерианского ада. Про то, каковы сейчас условия на Венере и как российские ученые намерены сделать аппарат, способный проработать в них больше года, читайте в отдельной статье.

По косвенным данным

Откуда ученым вообще стало известно про формирование Земли? За четыре миллиарда лет кардинально поменялось расположение континентов, химический состав атмосферы, и найти какие-либо свидетельства тех событий крайне сложно. Сложно, но не невозможно.

Так, сами атомы, из которых сложена планета, никуда не делись. Поверхность могла изменяться как угодно, одни минералы превращались в другие, истирались в пыль и растворялись водой— но атомам деваться было некуда. А отдельные атомы— это не так уж и мало, по крайней мере для специалистов по радиоизотопному анализу.

Одна из цепочек ядерных реакций, используемая геологами для определения возраста горных пород и даже планеты в целом.
    Источник: Адаптация рисунка с сайта департамента энергетики США

Ядра урана со временем распадаются, превращаясь в другие элементы (в итоге становясь свинцом), и подсчет ядер урана может дать информацию о том, когда именно образовался минерал или даже небесное тело в целом. Для аналогичной цели можно приспособить анализ на содержание гафния (со временем из него образуется свинец), и именно уран-свинцовые и гафний-вольфрамовые методы датировки позволили изначально узнать возраст планеты. А также— возраст Солнечной системы в целом, поскольку метеориты падают регулярно и никто не мешает провести их радиоизотопный анализ.

Гафний и сверхновые звезды

Совершенствование методики гафниевого изотопного анализа проводится учеными в том числе и для того, чтобы ответить на вопрос, верно ли то, что когда-то давно на месте Солнечной системы произошел взрыв сверхновой звезды.

Детали

Гафний-вольфрамовая датировка ранее подтверждала сравнительно быстрое (по меркам геологов) формирование Земли: всего лишь за несколько десятков миллионов лет. Ученые из Великобритании спорить не стали, но иначе подошли к интерпретации данных, приняв в рассмотрение ряд ранее не учтенных факторов.

По мнению авторов нового исследования, в процессе слияния «зародыша» Земли с меньшими по размеру небесными телами значительная часть тяжелых металлов из захваченных ядер сразу поступала в ядро растущей планеты, минуя стадию накопления в мантии. Как уран, так и гафний не задерживались у поверхности надолго, что в итоге не могло не сказаться на их содержании в доступных сейчас горных породах.

Этот расплывчатый снимок ознаменовал вступление человечества в новую эру - фотопластинку в лаборатории Антуана Анри Беккереля засветил образец солей урана. Так была открыта радиоактивность.

Привлечение данных о содержании изотопов в метеоритах позволило ученым убедиться в том, что изначальные оценки возраста планеты оказались несколько завышены, а сам рост Земли происходил в два этапа. Наше небесное тело прибавило 60% в массе за промежуток с 10 млн до 40 млн лет от момента (довольно условного) появления «зародыша», а далее замедлило рост и дозрело до нынешних размеров за еще 60 млн лет, которые ранее относили уже к существованию Земли с современными массо-габаритными характеристиками.

Адрес статьи: http://www.gzt.ru/topnews/science/-vremya-formirovaniya-zemli-bylo-zanizheno-vtr