» » » Белок "космических" животных защитил клетки человека от радиации

Белок "космических" животных защитил клетки человека от радиации

20-09-2016, 19:45 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Swarm | комментариев: (0) | просмотров: (2 092)
Биологи сделали клетки человека в 1,5 раза более стойкими к действию радиации, добавив в них один из белков тихоходок – самых выносливых и живучих существ на Земле, способных пережить попадание в открытый космос, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

В 2007 году ученые совершили удивительное открытие, анализируя данные, собранные российским биоспутником "Фотон-М3": оказалось, что тихододки, небольшие беспозвоночные, дальние родичи раков и насекомых, способны выживать очень долгое время в открытом космосе и даже размножаться в условиях полной невесомости и отсутствия пищи и воды.

Когда ученые начали подсчитывать и изучать гены тихоходок, их ожидал большой сюрприз – свыше 6,5 тысяч участков ДНК из 38 тысяч генов (18%) были "позаимствованы" у других организмов. Большая часть из них была получена от бактерий-экстремофилов, но при этом в геноме тихоходок так же присутствуют гены растений, грибов и архей.

Такума Хасимото (Takuma Hashimoto) из университета Токио (Япония) и его коллеги нашли один из генов, который может объяснять сверхвысокую живучесть тихоходок. Для этого они расшифровали геном самого стойкого вида этих животных, Ramazzottius varieornatus, а также проследили за изменениями в работе ДНК тихоходок при их высушивании и "оживлении".

Этот анализ показал, что доля "украденных" генов на самом деле заметно ниже, чем предполагали биологи ранее – их доля составляет 1,8%, а не 18%, причем большинство из них было унаследовано от грибов, а не микробов. Кроме того, общее число генов в их геноме снизилось с 38 до 19 тысяч.

С другой стороны, геном тихоходок, как оказалось, примерно наполовину состоит из уникальных отрезков ДНК, аналогов которых нет в геномах ни одного другого существа на Земле. Изучая эти гены, Хасимото и его коллеги натолкнулись на белок Dsup, который необычным образом связывался с ДНК.

Источник: РИА Новости.