» » » Ученые обнаружили след материала времен формирования Земли

Ученые обнаружили след материала времен формирования Земли

14-05-2016, 11:04 | Наука и техника / Новости науки и техники | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (1 967)

Ученые обнаружили след материала времен формирования Земли

Гора на острове Баффинова Земля

Mountain Partnership at FAO / Flickr

Ученые из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, Университета Макгилла и Калифорнийского университета в Дейвисе обнаружили геохимический след материала, сохранившегося со времен раннего периода формирования Земли. Статья ученых опубликованав журнале Sciene.

На раннем этапе формирования Земля была расплавлена и раскалена. Со временем планета начала охлаждаться и разделилась на два слоя — плотное железное ядро и богатую силикатами мантию. В течение последующих лет эволюции Земли конвекция в ее недрах заставила подняться лаву наверх, раплавиться, а потом снова разделиться по плотности. Расплавленный материал, менее плотный, чем камни, превратился в земную кору, в то время как более плотные остатки оказались в мантии.

Ранее ученые предполагали, что остатки мантии в период образования коры обратно смешались с мантией и свидетельства о самых древних геохимических событиях были утеряны. Однако команде исследователей удалось найти следы древнего материала на поверхности.

Исследователи изучали трапп на Баффиновой Земле, северном канадского острова, и на плато Онтонг-Ява в Тихом океане. Трапп появляется в результате излияния базальта, вулканической горной породы, за относительно короткое по геологическим меркам время — первые миллионы лет. Возраст самой застывшей лавы насчитывает от 60 до 120 миллионов лет в зависимости от места ее рождения, однако команда ученых обнаружила, что найденный ими расплавленный материал относится к событиям, происходившим 4,5 миллиарда лет назад.

В этих породах авторы работы измерили количество изотопа вольфрама. Вольфрам имеет один изотоп с массовым числом 182, который возникает при радиоактивном распаде изотопа гафния. Гафний-182 превращается в вольфрам-182 за девять миллионов лет. Ученые определили, что породы из Баффиновой Земли, которые сформировались около 60 миллионов лет назад, и из Онтонг-Явы, возникшие около 120 миллионов лет назад, содержат чуть больше вольфрама-182, чем другие камни.

По мнению ученых, эта неоднородность в изотопах возникла в результате превращения гафния-182 в вольфрам-182 в течение первых 50 миллионов лет истории Солнечной системы в период активного формирования Земли. Наиболее вероятное объяснение, как отмечают исследователи, состоит в том, что часть мантии Земли формировалась несколько иным образом, так как вольфрам вместе с железом уносился в ядро Земли.

«Это показывает, что некоторые остатки ранних недр Земли, состав которых определялся процессами формирования планеты, до сих пор существуют», — объясняет один из авторов работы. В будущем ученые планируют найти другие вольфрамовые аномалии, которые помогут объяснить раннюю историю Земли.

Кристина Уласович

1. » #1 написал: vpreunov (15 мая 2016 09:21)

Состав, в т.ч. и изотопные соотношения, в лавах возрастом 60-120млн. лет не могут свидетельствовать ничего о событиях возраста 4.6 млрд. лет. Это, собственно, и доказало исследование. Взяты образцы лав (базальтов) с островов на океанической коре (Отонг-Ява) и базальтов, залегающих на древнейшей коре на Баффиновой Земле. Возраст базальтов примерно одинаков, меловой эпохи, хотя Баффинова Земля сложена древнейшей (архейской) континентальной корой, НА которой лежат меловые базальты, а Онтонг-Ява - мелового возраста океанической корой, частью которой и являются здешние базальты, образовавшиеся под водой. Содержание изотопов вольфрама разное, что свидетельствует только о том, что в процессе дифференциации расплавов, исходных для этих базальтов, в коре, и их излияний, происходит фракционирование изотопов вольфрама, причём разное для разных исходных расплавов и разных геоструктурных и геодинамических условий. Возраст намного более древних пород, на которых залегают эти лавы, траппы, на Баффиновой Земле, не имеет к этому вопросу никакого отношения, и лавы возрастом 60-120 млн. лет не могут иметь никакого отношения "к событиям, происходившим 4,5 млрд. лет", "в первые 50 млн. лет истории Солнечной системы". Базальты такого типа слагают многочисленные трапповые провинции и области по всей Земле, как в океанах, так и на континентах (платобазальты), и эта особенность изотопов вольфрама - особенность такого типа пород (у них и по редким землям есть свои особенности, и др.), а не расплавов возраста 4, 5 млрд. лет, которых давно уже нет в мантии.