» » » Теория Большого фильтра

Теория Большого фильтра

8-01-2015, 20:33 | Наука и техника / Теории и гипотезы | разместил: Иван1234567 | комментариев: (1) | просмотров: (5 075)

Теория Большого фильтра

Возможно, мы далеко продвинулись в развитии

Теория Большого Фильтра предполагает, что все передовые цивилизации в конечном счёте уничтожили сами себя, причём произошло это раньше, чем у них появилась возможность заняться колонизацией космоса. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что нас никогда не посещали пришельцы. Однако причина этого «космического безмолвия» может быть другой. Может оказаться, что Большой Фильтр и в самом деле существует, но мы его уже преодолели.

Робин Хенсон / © Wikimedia

Идею Большого Фильтра в 1998-м году выдвинул Робин Хенсон. Большой Фильтр — это довольно тревожное предположение о том, что для любой цивилизации существует определённый барьер, и только преодолев этот барьер в ходе развития цивилизация получит возможность стать межзвёздной. И поскольку законы Вселенной неизменны, то Большой Фильтр в какой-то момент стал камнем преткновения: если  он работает везде, значит он работает на Земле.

Многими Большой Фильтр рассматривается как доказательство того, что мы гарантированно уничтожим сами себя в будущем. Ведь основная идея состоит в том, что каждая цивилизация уничтожает себя до того, как начнёт покорять другие планеты. Учитывая нашу историю, и наличие у нас оружия, способного вызывать Апокалипсис, изложенный выше сценарий не кажется таким уж невероятным. Мы даже близко не подошли к колонизации других планет, но мы всё также склонны к самоубийству.

Однако это не означает, что подобная интерпретация теории Большого Фильтра является единственно верной.

Потому что существует другая возможность: может оказаться так, что человеческая цивилизация уже прошла через Большой Фильтр. Если дело обстоит именно так, то это очень хорошие новости. Если допустить, что в будущем нас больше не ждёт никаких новых «фильтров», то мы вполне можем оказаться единственной разумной цивилизацией в галактике Млечный Путь.

Это — всего лишь возможность. Но где объяснения?

Если пресловутый «фильтр» уже позади, то что это было? И как нам удалось проскочить сквозь него? Тут есть несколько вариантов. В дополнение к целому ряду космологических и химических предпосылок для возникновения жизни на нашей планете, кандидатами на роль Большого Фильтра можно считать следующие события: появление репродуктивных молекул (абиогенез, и появление РНК), возникновение простой одноклеточной жизни (прокариоты), и возникновение сложной одноклеточной жизни (эукариоты).

Концепция Большого Фильтра мешает с оптимизмом воспринимать новость о потенциальной населенности другой планеты

Недавно ученые объявили об открытии новой планеты Kepler-186F, которая, по их словам, имеет шансы быть населенной какими-нибудь существами или другими формами разумной жизни, потому что находится в зоне Златовласки. Другими словами, на Kepler-186F могут существовать пригодные для жизни условия. От новой планеты в созвездии Лебедя нас отделяет 492 световых года. По размерам она напоминает нашу Землю, а расстояние Kepler-186F от звезды-хозяина почти такое же, как от Земли до Солнца, сообщается в Live Science.

Однако существует концепция Большого Фильтра, которая мешает многим исследователям с оптимизмом воспринимать новость о потенциальной населенности другой планеты. Большой Фильтр – это аргумент для ученых, который объясняет, почему до сих пор не найдена ни одна планета, населенная чем-либо или кем-либо, несмотря на наличие сотен миллиардов звездных систем в прилегающей к нашей Галактике области. Эту проблему принято называть парадоксом Ферми. Именно его и объясняет Большой Фильтр.

Согласно теории Большого Фильтра, разумная жизнь либо крайне редка, либо имеет тенденцию к вымиранию. Мы можем надеяться найти инопланетную цивилизацию на какой-нибудь из миллиардов планет только в чрезвычайно узком диапазоне.

Одни ли мы?

Эти весьма скромные шансы найти обитаемую планету в зоне Златовласки были предметом научных дебатов в течение более 50 лет. Причинами такого положения дел могут быть недостаточное количество планет, схожих с нашей, отсутствие на них самовоспроизводящихся молекул, минимальные шансы скачка от прокариотических форм жизни к более сложной жизни – эукариотической. Даже на Земле этот процесс занял более миллиарда лет.

Кроме того, ученые выделяют еще ряд условий, необходимых для существования жизни на планете. Среди них не только подходящая удаленность планеты от звезды, но также правильное расстояние от центра галактики – для того, чтобы избежать губительного радиационного излучения. Также большую помощь нашей планете оказывают газовые гиганты, которые отклоняют огромное количество астероидов от траектории Земли, а еще наш необычно большой спутник – Луна – стабилизирует наклон оси, что дает нам разные времена года.

Это всего несколько предпосылок, необходимых для существования жизни на планете. Язык символов, инструменты и непосредственно разум – все это потребует еще более сложных условий. Неустойчивое развитие цивилизации или технологии, ведущие к разрушению цивилизации, могут быть тем самым Фильтром, который предотвращает появление процветающих межзвездных цивилизаций. Является ли Большой Фильтр частью нашего прошлого или нам еще только предстоит с ним столкнуться? Пока на этот вопрос нет ответа.

200 000 лет человечество выживало, несмотря на мощные извержения вулканов, падение астероидов и стихийные пандемии. Но срок нашего выживания может сократиться всего до нескольких десятилетий, если возобновить использование ядерного оружия. Каждый революционный прорыв в мире технологий, с которым мы с энтузиазмом сталкиваемся впервые, может оказаться губительным для человека.

Многие заслуженные ученые выражают озабоченность потенциально катастрофическими технологиями, которые попадают в руки людей. В числе этих технологий находится и вопрос создания искусственного суперинтеллекта.

Когда парадокс Ферми впервые был предложен, считалось, что планеты сами по себе редки, но с тех пор ученые смогли найти сотни экзопланет, и это – только верхушка айсберга.

Каждое новое открытие планеты, подобной Земле, сокращает шансы найти жизнь в ближайшем земном окружении, согласно теории Большого Фильтра. Возможно, Фильтр не дает сосуществовать развитым цивилизациям; таким образом, чем дальше планета от нас, тем более велика вероятность того, что она обитаема. Некоторые ученые считают, что если на Kepler-186F кипит жизнь, то нам стоит этого опасаться. Нас может ждать катастрофа, равно как и жителей другой планеты.

Однако существованию жизни на Kepler-186F может многое препятствовать – например, тонкая атмосфера, которая не сможет защищать планету от замерзания и перегревания. По мнению исследователей, открытие «враждебных» к жизни условий на новой планете будет для нас только хорошей новостью.

Читать полностью: http://www.km.ru/science-tech/2014/05/06/issledovaniya-rossiiskikh-i-zar...

ИСТОЧНИК: http://aftershock.su/?q=node/279560

1. » #1 написал: woldrews (9 января 2015 13:22)

5 День - мир вирусов, он не даёт возродится полностью мыслепрограмме. Поэтому цивилизации достигнув уровня очистки от вируса, строят новые миры и уходят в них, не дожидаясь взрыва сверхновой.