» » » SpaceX - печальная ошибка в расчетах или маркетинговое лукавство? Марсианский блеф. Готовы ли миллион человек отправиться обживать Красную планету?

8-10-2016, 07:20 | Наука и техника / Размышления о науке | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 091)

Марсианский блеф

Готовы ли миллион человек отправиться обживать Красную планету?
Дмитрий Мельников

Марсианский блеф

Сделанное в ходе международного конгресса по аэронавтике в Мексике американским миллиардером Илоном Маском заявление о готовности переселить на Марс в течение ближайших ста лет примерно миллион человек взбудоражило весь мир. Эксцентричный уроженец Южной Африки грозится приступить к реализации своих амбициозных планов уже в начале следующего десятилетия. Однако мало кто удосужился провести простые арифметические расчеты, чтобы подтвердить или опровергнуть эти «великие» планы. А ведь даже элементарные математические знания показывают, что в данном случае заокеанский «небожитель» преднамеренно блефует.

Согласно этим маниловским планам, когда расстояние между Землей и Марсом сократится до минимума (а это происходит каждые 26 месяцев), к последнему отчалит корабль, на борту которого, по разным сведениям, будет находиться для начала от 100 до 400 человек. Если предположить, что программа будет реализовываться без сучка и задоринки, то за сто лет на четвертую по счету от Солнца планету нашей звездной системы должны прибыть 15-20 тысяч человек. (Или Маск считает, что очутившиеся в небывало суровых условиях люди, находящиеся на грани выживания, будут озабочены в первую очередь проблемой обзаведения потомством?)

Мечтатель из Лос-Анджелеса в качестве средства перевозки предполагает использовать исполинский по нынешним меркам космический корабль - полсотни метров в высоту и семнадцать метров в диаметре.

Вес подобной конструкции составит несколько тысяч тонн. Ни одна из существующих ракет-носителей не может выдержать такую полезную нагрузку, даже десятую ее долю.

Маск самоуверенно заявляет, что на околоземную орбиту этого монстра будет, мол, выводить ракета с 42 двигателями «Раптор», работающими на метане. Но, позвольте, как известно, чем больше составляющих в машине, тем выше шансы выхода ее из строя. В момент старта все эти двигатели должны заработать синхронно, но где уверенность, что это произойдет, и ракетоноситель не потерпит аварию с последствиями по масштабам намного трагичнее, нежели в случае с печально известным «Челленджером».

Хорошо, допустим, с помощью перебравшихся за океан российских специалистов либо с помощью инопланетного разума нашему герою удалось все же оправить к Марсу группу смельчаков. Первое, самое страшное, с чем они столкнутся станет радиация. Экипаж корабля выйдет за пределы защитного магнитного поля Земли, препятствующего проникновению в атмосферу высокоэнергетических частиц, иными словами радиоактивных лучей. История знает о подобных полетах космических кораблей серии «Аполлон» к Луне на рубеже 60-70 годов прошлого века. Однако по их итогам серьезных исследований, как может чувствовать себя человек в дальнем космосе, опубликовано так и не было, за исключением совсем уж невнятного объяснения, что уровень ионизирующего излучения оказался за границами магнитного щита не столь велик, как ожидалось.

Последнее обстоятельство, между прочим, является для скептиков одним из довольно убедительных аргументов в пользу того, что все лунные приключения наших извечных оппонентов не что иное, как грандиозная мистификация.

Многократно усилились эти подозрения, когда американцы несколько лет назад, не подумав, брякнули, что уровень излучения на Луне оказался… выше ожидаемого. Впрочем, это, как говорится, совсем другая история.

Дальше – больше. Имеются опасения, что человеческий организм не приспособлен к отсутствию магнитного поля Земли, что показывают эксперименты на мышах и других животных. Для преодоления этого препятствия можно, конечно, использовать искусственное магнитное поле, но ведь это дополнительный тоннаж и дополнительные немалые энергозатраты, возможно даже не вполне приемлемые для конструкции корабля. Плюс экранирование электронных систем корабля от взаимодействия с этим самым магнитным полем.

Еще один камень преткновения – функционирование системы жизнеобеспечения. Наибольший опыт тут, кстати, у нас. Хорошо, допустим, НАСА сумело завладеть нашими достижениями в этой области, но история космонавтики знает лишь одновременное пребывание на орбите около десятка человек, да и, то в случае, если на МКС кратковременно пересекались два или более экипажа. Привычная нагрузка – три человека. Окажется ли работоспособна система жизнеобеспечения, когда ее увеличенную копию заставят обслуживать уже несколько сот человек. На этот вопрос не может быть ответа без экспериментов «на железе». Ни к чему подобному Маск еще и не думал приступать.

Не меньше трудностей поджидает искателей приключений и по прибытии на Марс с его крайне высоким уровнем радиации – по данным российских ученых, эти показатели в отдельных районах превышают предельно допустимые для человеческого организма в несколько раз. Опять же, на данном небесном теле крайне слабое магнитное поле, о возможном воздействии этого фактора на человеческий организм мы уже писали чуть выше. Для жизнедеятельности колонии и ее развития необходимо продовольствие, его, естественно, предлагается производить на месте. На данный момент никто не может поручиться, что растениям подойдет марсианский грунт или добытая там вода, если речь будет идти о гидропонике. Единственный эксперимент голландских ученых по обеспечению условий для вегетации растений в якобы аналоге марсианского грунта всерьез принимать не стоит. К тому же, для развертывания инфраструктуры – не будут же колонисты вечно жить в корабле, потребуется еще одно судно, уже грузовое.

Маск далее упоминал о том, что его марсианский корабль весом около ста тонн будет самостоятельно стартовать с этой планеты. Но, позвольте, это уже не корабли «Аполлон», взлетавшие с Луны без дополнительных ухищрений, для этого нужна полноценная стартовая площадка, сооружение которой отдельная сложная тема в инженерной науке. Ее уж точно не соорудят марсиане по заказу Илона Маска.

Но и это еще не последняя «матрешка» в наборе проблем. Психологическую совместимость пока что никто не отменял.

Родственна ей другая – кто сможет поручиться, что эмоциональное состояние пассажиров, передвижение которых будет ограничено из соображений безопасности лишь несколькими отсеками, не станет близким к истерике, и они не начнут бузить после нескольких месяцев пребывания в космосе, угрожая тем самым безопасности марсианского челнока.

Отчего же тогда заявление Маска прозвучало именно сейчас? Объясняется все просто. Западу необходимо спешить, не мытьем так катаньем не дать России перехватить инициативу в освоении дальнего космоса.

Ни для кого из специалистов не секрет, что в нашей стране полным ходом идет разработка ядерного ракетного двигателя, без которого об освоении планет речь вести трудно, если вообще возможно. Атомное сердце ракеты позволит развивать в открытом космосе скорость 20-30 км в секунду и в разы увеличить полезную нагрузку. Как сообщают наши источники в Роскосмосе, все это делается в рамках подготовки к пилотируемой марсианской экспедиции. Эту информацию подтверждают и те же эксперименты типа «Марс-500».

США же давно отказались от создания атомного ракетного двигателя. Поэтому-то в ход идут различные политические средства. В частности, этим летом в ходе 59-й сессии Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Испания, Австралия и иже с ними настаивали на пересмотре принципов использования ядерных источников энергии в космосе. Пока попытка не удалась. Раздражение западников вызывают и другие наши проекты, как например, запуск пару лет назад спутника, обладавшего возможностью быстро менять орбиты. Поэтому и оказался востребован Маск с его весьма и весьма сомнительным, скорее даже авантюрным проектом – публика вкупе с потенциальными инвесторами скорее обратит внимание на его масштабный мыльный пузырь, нежели на наши планы направить к соседней планете экипаж, дай Бог, из пяти человек.