» » » 2030: человек на Марсе

2030: человек на Марсе

7-04-2012, 12:19 | Наука и техника / Новость дня | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (2 491)

2030: человек на Марсе

Роскосмос договорился об участии в проекте ESA ExoMars

Проект марсохода миссии ExoMars

ТЕКСТ:

ФОТО: ESA

Роскосмос договорился об участии в европейском проекте ExoMars по исследованию Марса (запуск запланирован на 2016 год). В долгосрочных планах Роскосмоса, которые стали известны «Газете.Ru», после 2030 года значится пилотируемый полет на Марс.

В пятницу в Москве состоялась встреча главы Роскосмоса Владимира Поповкина с руководителем Европейского космического агентства (ESA) Жан-Жаком Дордэном. Главной темой для обсуждения стал вопрос участия России в проекте ESA по исследованию Марса ExoMars. Как сообщала «Газета.Ru», ранее партнером ESA в этом проекте было NASA, но из-за пересмотра финансовой программы американская сторона приняла решение отказаться от участия в ExoMars.

Данная миссия предполагает отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году — начало работы марсохода.

«Заслушав выводы совместной рабочей группы по формированию и реализации научных, программных и технологических задач исследования Марса, стороны сочли данный проект реализуемым и представляющим совместный научный интерес.

Принято решение начать процедуру внутреннего согласования каждой из сторон порядка реализации проекта «ЭкзоМарс» (ExoMars) и подготовки официального соглашения, которое будет подписано до конца 2012 года.

По итогам работы рабочей группы было подписано заявление о намерениях относительно совместной реализации миссий исследования Марса с помощью робототехнических средств», — говорится в сообщении Роскосмоса.

Неделю назад глава Роскосмоса называл три условия присоединения России к проекту ExoMars. Первое заключалось в том, что ракета-носитель будет учитываться как российский взнос в проект. Второе — российская сторона поставит научную аппаратуру взамен американской, которой уже точно не будет. Наконец, все научные результаты должны быть интеллектуальной собственностью и Европейского космического агентства, и Российской академии наук.

То, что стороны достигли договоренности, означает согласие ESA с этими тремя условиями.

«Это большая удача, что NASA ушло из этого проекта и мы можем в нем участвовать, — прокомментировал «Газете.Ru» заместитель директора Института космических исследований РАН Олег Кораблев. — После того как с «Фобос-грунтом» нас постигла неудача, стало понятно, что все внимание России будет уделено Луне, и такие проекты, как исследования Марса и Венеры, неизбежно были бы отложены. Так что принять участие в проекте ExoMars и получать данные с марсохода — это большая радость и большой опыт».

Накануне же глава Роскосмоса подписал соглашение о сотрудничестве с фондом «Сколково» «в целях развития космических технологий и телекоммуникаций». Предполагается, что в рамках этого соглашения Роскосмос создаст на территории «Сколково» Центр космических технологий, где разместятся центры НИОКР отраслевых предприятий. Впрочем, самое интересное состоялось после подписания данного соглашения, когда на закрытом заседании с участием представителей ведущих космических предприятий, бизнеса и ведущих вузов страны был представлен проект «Стратегии развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу», о котором «Газета.Ru» сообщала в середине марта.

«Газете.Ru» стали известны некоторые подробности доклада, представленного в Сколково.

Так, пункт «фундаментальные космические исследования» входит в список приоритетных направлений реализации стратегии с формулировкой: «Выход российской науки на ведущие позиции в ключевых направлениях науки о космосе». Согласно этому пункту, до 2015 года Россия планирует развертывание астрофизических обсерваторий, создание на базе унифицированной платформы малоразмерных космических аппаратов для исследования космических лучей и солнечно-земных связей, возобновление исследования Луны и участие в международных космических проектах. До 2020 года «Стратегия» предполагает активное участие в международной кооперации по исследованию Солнца, Луны, планет и малых тел Солнечной системы, создание отечественных космических астрофизических обсерваторий со сверхвысокими чувствительностью и разрешающей способностью, проведение исследований Луны с помощью автоматических космических аппаратов. На временном отрезке «до 2030 года» указано следующее: развертывание космических систем для исследования Солнца, углубленное изучение Луны в интересах ее освоения, исследования Марса, доставка образцов вещества с других небесных тел, осуществление полетов в систему Юпитера и на Венеру.

Наконец, после 2030 года — изучение эволюции Земли и Солнца, климата Земли, определение путей предотвращения возможных космических угроз Земле и ее биосфере, поиск и освоение ресурсов Луны и астероидов, размещение на поверхности Луны космических обсерваторий.

Еще одно приоритетное направление реализации стратегии представляют собой пилотируемые полеты. До 2020 года планируется продолжение эксплуатации российского сегмента МКС, ввод в строй его новых модулей и начало летных испытаний пилотируемого корабля нового поколения. До 2030 года планируются освоение всего спектра околоземных орбит, пилотируемые полеты на Луну и создание лунной инфраструктуры.

После 2030 года в планах Роскосмоса значатся эксплуатация лунной базы и полет на Марс.

В открытом режиме

«Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу» может быть представлена уже на следующей неделе.

Источник: gazeta.ru.

1. » #1 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (7 апреля 2012 20:38)

Вплоть до базы на Луне
    Российская академия наук представила амбициозную лунную программу

Советский космический аппарат «Луна-17». Снимок сделан доставленным этой станцией на поверхность Луны аппаратом «Луноход-1»

Россия планирует отправить на Луну новые луноходы, которые смогут работать там несколько лет. Не исключается, что в дальнейшем на спутнике Земли будет развернута российская лунная база. Такие задачи поставлены в программе, разработанной Российской академией наук. Однако опросы показали, что россияне не слишком верят в светлое будущее космической отрасли.

Главными целями лунных исследований российские ученые считают исследования полярных областей, где ранее был обнаружен лед и летучие вещества, а также газопылевой экзосферы спутника. Это следует из проекта программы исследований Солнечной системы до 2025 года, составленном РАН, который имеется в распоряжении РИА «Новости».

«Оставшиеся на поверхности Луны луноходы составят первые элементы космической инфраструктуры лунного полигона для будущей российской лунной базы»

Кроме того, планируется доставить на Землю образцы вещества из полярных областей Луны для детальных исследований, в том числе тонкой структуры и изотопного состава, а также выбрать лунные районы, наиболее благоприятные для размещения полярного полигона, где будут проводиться исследования.

Ранее планировалось совершить первый шаг в исследовании Луны в 2013 году. Теперь же он переносится на 2015 год. Луну будут исследовать зонды «Луна-Ресурс» и «Луна-Глоб». Один из них будет изучать южный полюс, куда планируется высадить российский посадочный зонд с индийским мини-ровером.

Зонд «Луна-Глоб», который будет аналогичен «Ресурсу», станет исследовать северный полюс. На его посадочном модуле появится бурильная установка для криогенного забора грунта с глубины до двух метров для изучения непосредственно на борту станции.

Вторым этапом отечественной лунной программы станет работа новых луноходов – «Луноход-3» и «Луноход-4». Они будут отличаться от советских луноходов значительно меньшими размерами и большим ресурсом. Планируется, что новые луноходы смогут работать в полярных районах Луны до пяти лет и удаляться от места посадки на расстояние до 30 километров.«Луноход-3» должен начать работу на поверхности Луны ориентировочно после 2020 года. Он будет собирать образцы лунного вещества, в том числе с глубины до двух метров - с использованием бурильной установки. «Луноход-3» также будет участвовать в технологических и научных экспериментах с посадочными аппаратами других стран. Предполагается провести стыковку и расстыковку аппаратов для испытаний объединенной системы обеспечения теплового режима, а также эксперимента по активному зондированию слоев реголита.

На заключительной фазе экспедиции «Луноход-3» доставит образцы в район посадки спускаемого аппарата с «Луноходом-4» (ориентировочно в 2022 году). При посадке спускаемого аппарата с «Луноходом-4» должна быть отработана технология высокоточной посадки в непосредственной окрестности «Лунохода-3» по пеленгу с его борта.

В 2023 году на Луну отправится спускаемый аппарат с возвратной ракетой, который сядет поблизости от «Луноходов-3 и- 4». Затем шесть-семь капсул с лунным веществом будут перегружены с луноходов в возвратную ракету, которая вернет их на Землю.

«Оставшиеся на поверхности Луны луноходы и посадочная станция составят первые элементы космической инфраструктуры лунного полигона с перспективой развертывания в этом районе будущей российской лунной базы», - говорится в документе.

С этими аппаратами планируется провести технологические и научные эксперименты по созданию многомодульной автоматической станции с едиными системами обеспечения теплового режима, энергопитания и радиосвязи.

«По данным наземных исследований лунного вещества будут получены исходные данные для разработки и отправки на лунный полигон аппаратов для проведения технологических экспериментов по добыче воды, кислорода и водорода из вещества лунного реголита», - отмечается в проекте программы.Советский задел

Что касается лунной программы, то она была важным и приоритетным проектом еще при СССР, который не раз демонстрировал свое первенство в космической гонке перед США.

Советская автоматическая межпланетная станция «Луна-3», запущенная 4 октября 1959 года, в ходе своего полета получила первые в мире изображения обратной стороны Луны.

Кроме того, советский космический аппарат «Луна-17» 17 ноября 1970 года впервые приземлился на Луну и доставил туда первый в мире автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», который проработал до 4 октября 1971 года и прошел по лунному грунту 10,54 км с передачей телевизионного изображения на Землю.

СССР добился значительных успехов в исследовании Луны автоматическими космическими аппаратами. С их помощью были получены снимки Луны высокого качества и произведены мягкие посадки.

Тем не менее, результаты последнего всероссийского опроса, проведенного в преддверии Дня космонавтики, показывают, что россияне не слишком верят в светлое будущее роскосмонавтики. В настоящее время чуть более трети (36%) опрошенных считают Россию «космическим лидером», тогда как год назад таких было более половины (51%), передает «Интерфакс».Второе место в космической гонке россияне отдают США - 29% респондентов признали лидерство за ними, причем доля таковых увеличилось за год на 3% (против 26% в 2011 г.).

Больше стало и тех, кто думает, что лидером сейчас является Китай - 11% опрошенных (против 3% в 2011 году). При этом каждый пятый (20%) вообще затруднился ответить, какая страна на данный момент является на передовой освоения космоса.

Вместе с тем подавляющее большинство россиян (82%) считают, что РФ космические программы следует расширять или сохранять в нынешнем объеме. О том, что их нужно сокращать сказали лишь 7% опрошенных.

По итогам 2011 года Россия опередила все страны по количеству произведенных космических пусков (35) и потерянных аппаратов (пять). На втором месте был Китай с 19-ю, из которых лишь один закончился неудачно. США осуществили 18 пусков, из которых также один был аварийным.

Напомним, в конце 2011 года провалилась экспедиция автоматической межпланетной станции «Фобос-Грунт» к спутнику планеты Марс Фобосу. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявлял, что в случае провала экспедиции «Фобос-Грунта» Роскосмос переориентируется с попыток достичь Красной планеты на исследования Луны.