ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Мина за спиной Бацьки

Мина за спиной Бацьки


11-01-2016, 09:26. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Мина за спиной Бацьки


Миром правят идеи. Материя вторична. Без понимания этого мы никогда до конца не поймём ни причин успеха цветных революций, ни стратегии переформатирования менталитета и идеологии целых народов. Элита, которая концентрируется на материальном,рано или поздно власть теряет, как показал переворот на Украине.

Постсоветское пространство стало полем экспериментов для гуманитарно-социальных технологий. Не в последнюю очередь это стало возможно благодаря тому, что СССР был искусственной сущностью. Его можно уподобить изделию доктора Франкенштейна.

Дореволюционная Россия развивалась естественно. С одной стороны, она была унитарным государством. И речи не было о формировании выдуманных автономий под этносы и субэтносы. С другой стороны, вошедшие в состав России народы иной культуры и веры получали возможности для естественного развития в меру своей цивилизованности (от Великого княжества Финляндского и Царства Польского, живших по своим конституциям, до Хивы и Бухары, следующих шариату). При этом весь государственный организм основывался на русской государственной традиции, идущей от Рюрика. Роль государствообразующего русского народа не ставилась под сомнение, акцентируясь в государственных документах и публичных фразах государей.

Советский же Союз был сшит из частей исторической России, и части эти были перекроены из соображений, не имевших отношения к естественному развитию, традициям, культуре народов, их населяющих. Зачастую и народы-то создавались и назывались постфактум, применительно к новым границам. Административно-территориальное устройство СССР вкупе с советским и постсоветским строительством наций и заложили те мины, которые с начала 90-х года ХХ века разрываются кровавыми конфликтами по окраинам империи.

И если этнические различия в Прибалтике, на Кавказе, в Приднестровье были явственны и проявились сразу же, то на Украине более 20 лет жизнь протекала относительно спокойно. То же касается Беларуси. Оба государства (вместе с Российской Федерацией) сформированы на основе коренных губерний Российской Империи. Оба народа выделены из русского народа, считавшегося в Российской Империи единым. До поры это не позволяло возникнуть горячему конфликту, а также позволяло легко ассимилировать русских (как местных, так и прибывших из РФ) в украинский и белорусский национальные проекты.

Народ, населяющий Украину и Беларусь, физически и практически ничем ментально не отличается от жителей русских областей Российской Федерации. Свойственные любой территории диалектные различия были абсолютизированы и сформированы в отдельные языки. То есть, местный говор, диалект был признан языком. Подтверждает это известная филологическая шутка о «глокой куздре». Каждое слово фразы непонятно, но грамматически смысл фразы ясен. И определенно, она написана на русском языке. Так и с украинским и белорусским языками. Уж какие слова не заимствуют из польского, немецкого, английского — всё равно по построению любой фразы ясно, что эти языки — русские говоры.

Кстати, намеренность и политический смысл выделения южно- и западнорусских говоров в «отдельные языки» подтверждает сам принцип, на котором основана их грамматика. В русском языке это морфологический принцип, то есть, слова пишутся, исходя из грамматических правил. В украинском же и особенно в белорусском — принцип фонетический: пишу, как говорю. Только небольшая разница в написании, продиктованная особенностями говора сельского населения, да ещё диалектизмы — достаточно ли этого для отдельного языка?

Однако смысл, влагаемый в эти отличия, огромен. Именно поэтому адепты разделения русского народа делают упор на так называемые «национальные языки». Большая часть истории для среднего обывателя — миф. Сегодня по телевизору показали одно, завтра покажут другое. А вот наличие отдельного языка — это фундаментально. Именно поэтому повсеместное внедрение «родного языка» — одна из главных задач националистов. И мало кто задумывается о том, что навязчивая реклама и призывы к «изучению» родного, материнского языка уже демонстрируют, что язык-то, возможно, не такой уж родной и не такой уж и естественный. Родной язык обычно знают и пользуются им с детства.

История Украины последних десятилетий — это энциклопедия ошибок, допущенных как украинским, так и российским истеблишментом. При заявляемом желании иметь Украину дружественным государством все делалось, как нарочно, наоборот. Вместо системной работы с изначально дружелюбно настроенным обществом Украины, шёл торг исключительно с представителями элиты и исключительно об экономических вопросах, а прикрывалось всё это фиговым листком заклинаний в духе советской национальной политики о «братском», но всё же отдельном народе. Те же массы людей, которые хотели и могли считать себя русскими (независимо от окончаний фамилий), в расчёт не брались вовсе или получали узкую маргинальную отдушину в виде «концертов балалаечников для десятка престарелых учительниц на юбилей Ахматовой в помещении Россотрудничества».

Естественно, такая «политика в отношении соотечественников за рубежом» привела к тому, что практически всё общество на Украине на ближайшую перспективу потеряно. А наши соотечественники попали в горнило гражданской войны или оказались вынужденными переселенцами.

Анализ ситуации в Беларуси показывает, что общество этого государства готово пойти по украинскому пути. Да, сегодня Беларусь кажется островком стабильности, но с позиций украинского опыта всё уже не так радужно. Деятельность в Беларуси «оппозиционных средств массовой информации», активность «неправительственных организаций», словно под кальку, списаны с такой же деятельности украинских структур 10-15-летней давности.

Сегодня митинги «за Евросоюз и кружевные трусики» силами пары десятков глуповатых студентов кажутся смешными, но 10-15 лет назад точно такие же слабые и малочисленные акции проводили те, кто сегодня стал «Свободой» и «Правым сектором» на Украине.

Оплотом власти Александра Лукашенко является, главным образом, сельское население. Здесь авторитет Президента незыблем. Однако, как учит история, все перевороты совершаются в городах. Сельское население либо никто не спрашивает, либо, как на Украине, использует как пушечное мясо майданов.

В Киеве в 2014-м важным фактором победы Майдана стала поддержка столицы. Пусть пассивная (периодически майданщики ходили по пустым улицам с лозунгами «Київ, виходь!»), но жители столицы большей частью либо были равнодушны, либо сочувствовали именно Майдану. Выйдут ли минчане в нужный час в поддержку «Бацьки»?

Опыт общения автора с минской интеллигенцией заставляет в этом усомниться. Больше всего городская интеллигенция Минска напоминает москвичей или киевлян конца 80-х. Такие наивные, «за всё хорошее»: «У нас, конечно, неплохо, но «Бацька» зажимает, вот бы больше свободы для бизнеса, больше демократии». И невдомёк им, что с приходом «демократии» стабильность и достаток с ними не останутся. И узнают они, что такое обнищание, торговля людьми, массовая наркомания, этническая преступность.

Опираясь на бытовой менталитет белорусов, «Бацьке» удалось создать устойчивую вертикаль власти и установить социально ориентированный порядок.

Однако главной бедой белорусской власти является отсутствие идеологии. Это делает государство колоссом на глиняных ногах.

Что будет, когда уйдёт Лукашенко?

Учитывая явную внешнею заинтересованность в «западнизации» Беларуси, сохранить выстроенный нынешним Президентом социальный строй, скорее всего, не получится. Да и вряд ли элиты будут заинтересованы в этом, учитывая открывшиеся возможности к личному обогащению.

Социальные технологи «цветных революций» в полной мере используют как стремление элит к обогащению и их надежды легализовать состояния за рубежом, так и общественное недовольство режимом Лукашенко, многократно раздувая и преумножая его недостатки. Для этого у них уже есть свои информресурсы, такие как «Белорусский партизан», «Наша нива» и другие.

Социальную базу «цветных революций», увы, белорусский режим растит сам, точно так же, как это делал режим Януковича на Украине. Как и на Украине, «свядомые» заняли патриотическую нишу. Это очень удобно. Это легитимизирует «свядомых» в глазах простых граждан и даже представителей низшего звена власти. «Разве плохо быть патриотом?». «Разве плохо уважать свой язык?». И вот, на улицах белорусских городов уже совершенно легально красуются щиты с рекламой беларусской мовы (А ведь по-настоящему родное обычно в рекламе не нуждается), по радио звучат рекламные ролики, доходящие до прямого противопоставления мовы и русского языка!

Патриотические стихи Пушкина снимаются с памятников, взамен, под видом «белорусских героев», навязывается культ польских повстанцев.

В системе образования подаются как должное теории о «нерусскости» белорусов, об их литвинстве. Белорусским подросткам под видом любви к родной земле внушается точно такая же рознь, какая сегодня расколола и залила кровью Украину.

В противовес этому, на патриотические организации — православные, казачьи, спортивные, идёт атака со стороны прозападных белорусских СМИ, под предлогом того, что «сомнительные военно-патриотические клубы» якобы, «воспитывают боевиков», которые «сочувствуют Новороссии» и считают себя русскими. У офицеров, помогающих подросткам в этих клубах, возникают проблемы по служебной линии. А ведь это не военно-патриотические клубы начинают войны, и не пророссийские граждане. Войны начинают те, кто выходит на площадь с коктейлем Молотова и начинает навязывать всем свою «патриотическую», антирусскую идеологию.

Вообще для Беларуси характерна недооценка религиозного фактора. В любом геополитическом разломе религия играет колоссальную роль. Украинские власти при православном большинстве народа тоже демонстрировали нарочитое уважение к греко-католицизму, чем униаты активно пользовались, продвигаясь на восток, открывая свои гуманитарные и социальные структуры, сначала тихо и «толерантно». Закончилось все тем, что униатское духовенство стало чем-то вроде политруков сотен Майдана и карательных батальонов АТО.

Будут ли белорусские чиновники-католики лояльны властям больше, чем свой идентичности? А чью сторону они займут в момент смены власти? Вопрос риторический.

В смысле идеологии, Беларусь оказалась в патовой ситуации. Идеологии в Беларуси могут быть только две — взаимоисключающие. Либо, как когда-то заявил Лукашенко: «Белорус — это русский со знаком качества», либо «литвинство», обособление от русскости, переходящее в русофобию, как это произошло на Украине.

Логика проста — люди, вырастающие на идеях обособления от Русского мiра, неизбежно будут против него использованы. А учитывая, что Беларусь — это Русская земля (что видно из самого названия), то линия разлома возникнет на самой этой земле и выльется в гражданскую смуту.

Любой, насколько бы он ни был гладким и успешным, процесс свидомизации приведет только к смуте или даже к войне, рано или поздно. Вопрос только в том, когда, и какой процент будет по какую сторону. На Украине больший процент поддался западной пропаганде. Поэтому фронт сегодня проходит не по Збручу или Днепру, а по Донецкой и Луганской областям. В Беларуси так не будет. Огромный процент белорусов считает себя русскими. Значительно больший, чем на Украине. События на Украине показали, что никакой украинизацией (или беларусизацией) людей через колено не переломаешь.

За прошедшие годы Россия допустила массу ошибок в отношении Украины. Нельзя допустить их в отношении Беларуси. Здесь интересы белорусских властей и тех сил в России, которые настроены на единство Русского мiра, совпадают.

Российским структурам вести работу по отношению к белорусам, как к «братскому», но отдельному народу — преступно. Необходимо вести работу с белорусами, как с русскими людьми. Это значит, что культуру, быт, историю и современность России необходимо презентовать белорусам (как и украинцам), не как другую, хоть и близкую страну, а как их коренное наследие.

Власти же Беларуси необходимо понять, что сохранение мира и процветания малой Родины (Большая у нас одна) намного важнее псевдоисторических амбиций и перетягивания одеял, и что важнейшая опора белорусского народа и государства — это Православная Церковь. Более того, воцерковление школы, средств массовой информации, государственной политики, в конце концов, — залог мира и стабильности.

Только тогда Беларусь будет надёжно защищена от перспективы смут и гражданских конфликтов, когда прекратится идейное шатание и народом прочно овладеют идеи исторического единства Руси и общности русского народа на всех его исторических землях.

А.С. Селиванов, атаман Верного Казачества, до переворота — помощник Министра обороны Украины


Вернуться назад