Часть I
В настоящее время ВВС РФ претерпевают значительные изменения, в первую очередь, связанные с проведением военной реформы. Большую роль в данных преобразованиях играет модернизация строевых летательных аппаратов (ЛА) ВВС и поставки новой авиатехники. После кризиса 90-х, когда боеспособность ВВС упала до чрезвычайно низкого уровня, военная авиация прошла через восстановление боеспособности в 2000-е. Второе десятилетие XXI века станет периодом переоснащения ВВС новой техникой, что позволит значительно повысить возможности нашей военной авиации и соответствовать современным требованиям. Перспективам развития авиапарка ВВС России и будут посвящены следующие три статьи.
Дальняя авиация
«Длинной руке» нашей авиации в настоящее время уделяется значительное внимание, поскольку это единственная универсальная часть ядерной триады, которая может использоваться как в ядерной войне, так и и в условиях локальных конфликтов. Также она прекрасно подходит для демонстрации флага за пределами нашей страны.
В 2012 году завершится первый этап модернизации парка самолетов Дальней авиации, состоящего из самолетов Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. На этом этапе происходит замена морально устаревшего оборудования, параллельно устанавливается современное радионавигационное оборудование и системы управления оружием. К 2015 году планируется осуществить модернизацию около 30% самолетов Дальней авиации.
В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию 15 самолетов Ту-160. Она включает в себя модернизацию бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и расширение номенклатуры вооружения, в первую очередь — неядерного. Самолет получает возможность использовать неядерные крылатые ракеты большой дальности Х-555 и Х-101, разрабатываемые ракеты средней дальности Х-СД и противокорабельные ракеты (ПКР) Х-32, управляемые авиабомбы крупного калибра. Расширяется и арсенал ядерного оружия за счет ракет Х-102. Машины проходят капитальный ремонт с продлением эксплуатационного ресурса как минимум, до 2030 года. Осуществляются капитальный ремонт и модернизация двигателей. Согласно озвученным планам, более 10 Ту-160 до 2020 года будет модернизировано до уровня Ту-160М. В настоящее время разворачивается производство новых двигателей НК-32, что позволит в перспективе ремоторизовать самолеты с малым остаточным ресурсом.
Также в 2008 году были озвучены планы по возобновлению производства Ту-160 с расчетом довести их группировку в ВВС до 30 машин к 2025-2030 году. В настоящий момент, к сожалению, данная программа заморожена.
Новое оборудование и вооружение получает Ту-95МС. Его модернизация до уровня Ту-95МСМ также направлена на продление ресурса самолета и расширение возможностей использования неядерных средств поражения. Возобновлен капитальный ремонт двигателей НК-12.
Большую роль в дальней авиации играет «континентальный стратег» Ту-22М3. До 2020 года планируется модернизация 30 этих самолетов до уровня Ту-22М3М. Она включает в себя установку БРЭО на новой элементной базе и адаптированного под расширенную номенклатуру вооружений, в том числе новых ПКР.
Также планируется и осуществляется капитальный ремонт и модернизация двигателей НК-25. К сожалению, на данный момент производство новых двигателей этой модели не осуществляется, а вариант с их заменой на НК-32 по варианту Ту-22М4 маловероятен в силу востребованности этих двигателей для ремонта Ту-160. С другой стороны, унификация двигателей Ту-160 и Ту-22М3 позволит увеличить выпуск НК-32, на чем настаивает производитель, значительно улучшит характеристики модернизированных Ту-22М3 и положительно скажется на унификации в ДА. Будет ли осуществлена ремоторизация Ту-22М3 — станет известно после постановки НК-32 в серию, это произойдет в 2013-2014 гг.
При необходимости самолет может быть дооборудован системой дозаправки в воздухе и крылатыми ракетами большой дальности Х-101 и Х-102, поскольку в настоящее время Ту-22М3 лишен этих функций по договорам о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Помимо модернизации авиапарка, потенциал ДА растет благодаря поступлению на вооружение новых высокоточных крылатых ракет воздушного базирования Х-101 (в обычном снаряжении) и Х-102 (с ядерной боевой частью), имеющих дальность пуска до 5,5 тыс. км, модернизации ракет Х-22 и постановке на вооружение разрабатываемых ракет Х-32 и Х-СД.
В будущем основу ДА составит разрабатываемый перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который должен будет заменить существующие стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, и частично — дальние бомбардировщики Ту-22М3. Разработка ПАК ДА для ВВС России началась в 2007–2008 годах. Новая машина должна будет подняться в воздух к 2020 году и поступить на вооружение к 2025–2030 году.
О ее будущем облике мало что известно, он еще разрабатывается. По разным версиям это может быть модернизированная версия Ту-160, реанимация проекта Т-4МС, М-18 или Ту-202, либо совершенно новая машина. Наиболее вероятно, что ПАК ДА будет занимать среднее положение между Ту-22М3 и значительно более тяжелым Ту-160. В силовой установке скорее всего будут использоваться двигатели изд. 129, унифицированные с истребителем 5-го поколения Т-50, либо НК-32, унифицированные с Ту-160. Насколько эти рассуждения близки к истине — покажет время. Говорить о количестве планируемом к постановке на вооружение количестве ПАК ДА пока преждевременно, однако озвученные данные позволяют предположить, что в итоге ВВС закупят 100, при наиболее оптимистичном сценарии 150 машин. Эта цифра будет зависеть как от экономической ситуации в стране, так и от характеристик выбранного проекта.
До конца 2020 года поставок новых машин для ДА не запланировано, и в течении этого десятилетия дальние и стратегические бомбардировщики будут только ремонтироваться и модернизироваться. Учитывая сравнительно малый средний возраст авиапарка ДА, это решение выглядит вполне разумным. В настоящее время только две страны мира имеют ДА — Россия и США, причем по ряду параметров наша ДА имеет преимущество.
Фронтовая авиация
Наиболее многочисленный род авиации в ВВС России. Включает в себя истребительную (ИА), фронтовую бомбардировочную (ФБА), штурмовую (ША) и разведывательную (РА) авиации.
Для победы над сильным противником необходимо завоевать и удержать превосходство в воздухе. Без сильной истребительной авиации сделать крайне сложно. Поэтому большое внимание уделяется как модернизации строевой техники (Су-27СМ, МиГ-31БМ), так и разработке новых образцов многофункциональных истребителей (Су-35, МиГ-35, ПАК ФА).
Одной из первых запущенных в достаточно крупную серию программ ВВС была модернизация строевых Су-27 до уровня Су-27СМ. На протяжении 2003-2009 гг. было модернизировано 55 самолетов (в строю 52), что позволило перевести на эту технику 2 авиаполка, дислоцирующихся на Дальнем Востоке. Хотя общий объем модернизационных работ был весьма скромен, проведенный капитальный ремонт планеров и ремоторизация позволили поднять общую боеспособность истребительной авиации.
В 2011 г. выполнен контракт на поставку 12 Су-27СМ3 новой постройки, планируется продолжение поставок самолетов данной модификации, имеющей модернизированные двигатели и более современное БРЭО.
До 2015 года в ВВС планируется поставить 48 Су-35. Это переходная от четвертого к пятому поколению истребительной авиации машина, воплощающая в себя все лучшие современные разработки отечественного ВПК, достойный венец программы Су-27. После выполнения контракта от 2009 г. планируется заключение следующего на поставку к 2020 году еще 48 Су-35. Всего ВВС планируют купить 182-192 таких многофункциональных истребителя.
В настоящий момент не разработана двухместная учебно-тренировочная версия Су-35, поэтому ВВС приняли решение закупить Су-30М2. Первый контракт на поставку 4 Су-30М2 от 2009 г. уже выполнен, по некоторым данным, планируется еще один контракт на 30-36 таких машин. Также планируется заключение контракта на поставку до 2015 г. 28 Су-30СМ для ВВС.
Важной для ВВС программой является модернизация строевых истребителей-перехватчиков МиГ-31Б до уровня МиГ-31БМ/БМ2. В настоящее время выполнен контракт на модернизацию 30 самолетов, до 2020 г. планируется модернизировать еще более 60 МиГ-31. В ходе модернизации самолет получит новую ракету большой дальности РВВ-БД, что позволит значительно повысить его боевой потенциал.
К сожалению, серийное производство этих перехватчиков и их двигателей свернуто, однако озвученные планы говорят о намерении ВВС еще долго эксплуатировать этот уникальный самолет, обладающим значительным неизрасходованным ресурсом и большим потенциалом модернизации.
К 2011 г. ВВС РФ получили 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ новой постройки. К сожалению, программа модернизации строевых МиГ-29 в настоящее время заморожена и перспективы ее выполнения неясны. По некоторым данным, до 2008 года более 10 строевых МиГ-29 были доведены до уровня МиГ-29СМ.
На замену МиГ-29 первых модификаций создан МиГ-35. Как и Су-35, это венец развития программы МиГ-29, воплощающий в себя все новые разработки отечественного ВПК. В отличие от исходного МиГ-29, МиГ-35 имеет расширенные ударные возможности. К сожалению, проигрыш в индийском конкурсе MMRCA значительно ухудшает рыночные перспективы МиГ-35, в том числе и на внутреннем рынке, но в ВВС России официально от этого самолета не отказались. По заявлению главкома ВВС А. Зелина, МиГ-35 планируется принять на вооружение в качестве легкого истребителя. Были озвучены намерения заключить контракт на поставку 24-48 машин этого типа к 2015 году. Однако говорить о перспективах МиГ-35 в ВВС России пока рано в силу отсутствия заключенных контрактов. В целом потребность ВВС оценивается в 72-120 легких истребителей к 2020 году с перспективой дальнейших поставок.
В будущем основным средством завоевания господства в воздухе для нашей истребительной авиации станет разрабатываемый перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), известный также как Т-50.
Первый прототип этого самолета впервые поднялся в воздух 29 января 2010 г. Также разрабатывается двухместная версия Т-50 по совместной российско-индийской программе FGFA. Специально для ПАК ФА разрабатывается целая номенклатура перспективных средств поражения. В настоящий момент озвучена закупка 10 предсерийных Т-50 к 2015 г. и более 60 серийных самолетов к 2020 году. По разным данным, потребность ВВС составляет от пессимистичных 250 до оптимистичных 600 машин. Наиболее реалистичной цифрой является 430 Т-50, но следует учитывать, что официальные планы ВВС пока не озвучены.
В перспективе возможна разработка легкого фронтового истребителя (ЛФИ) на базе технических решений, опробованных в Т-50. Известно, что осуществляются проработки технического облика этой машины, представляющего собой однодвигательную версию Т-50, однако официальных заявлений на эту тему не делалось и достоверных сведений о ходе работ нет. В случае реализации программы ЛФИ ВВС России закупят данный самолет, однако говорить о каких-либо цифрах преждевременно.
Основой ударной мощи фронтовой авиации (ФА) в настоящий момент являются бомбардировщики Су-24М. Для поддержания боеспособности парка этих самолетов в 2007-2009 г. была осуществлена модернизация 28 строевых Су-24М до уровня Су-24М2, что позволило полностью укомплектовать этими машинами один авиаполк, дислоцирующийся на Дальнем Востоке. Также в 2010-2011 гг. в ВВС было поставлено 16 строевых машин, модернизированных до уровня Су-24М3. Помимо Су-24М2/М3, был проект модернизации Су-24М с установкой оборудования ЗАО «Гефест и Т», по нему были модернизированы около 10 самолетов. По озвученным планам, всего модернизацию пройдут 30% строевых Су-24М, что составит суммарный объем в 60-70 машин.
В перспективе Су-24М будет заменен на Су-34, обладающий значительно большей универсальностью. Мощный комплекс БРЭО, большая дальность полета и широкий спектр применяемого вооружения позволит Су-34 взять на себя не только задачи Су-24М, но отчасти и Ту-22М3, хотя, разумеется, полностью этот самолет Су-34 заменить не сможет и такой задачи перед ним не стоит. В настоящий момент выполняется контракт на поставку ВВС до 2013 г. 32 Су-34, также подписан контракт на поставку до 2020 году еще 92 таких самолетов. Всего в ГПВ-2020 включена поставка 120 Су-34, что позволит к тому времени заменить около 70% парка Су-24. Закупки Су-34 будут осуществляться и в дальнейшем. Суммарная потребность ВВС оценивается от пессимистичных 200 до оптимистичных 400-450 машин. Наиболее реалистичной цифрой является 240-300 машин.
Настоящей рабочей лошадкой штурмовой авиации является самолет Су-25. Этот простой и надежный самолет, однако, обладает устаревшим БРЭО, не позволяющим использовать современное управляемое вооружение. В 2006-2010 годах было модернизировано до уровня Су-25СМ1/СМ2 43 строевых самолета (в строю 42), в 2011 году заключен контракт на модернизацию еще 36 машин до уровня Су-25СМ3, что позволит к 2014 году иметь в составе ВВС 78 модернизированных штурмовиков. Ресурс самолетов продлевается до 40 лет, что позволит значительной части авиапарка дожить до 2025-2030 гг. Озвучено, что к 2020 году до уровня Су-25СМ3 будет модернизировано еще около 80 самолетов, что позволит к данному сроку иметь в строю более 130 модернизированных штурмовиков.
Серийное производство одноместных Су-25 в настоящий момент не осуществляется, однако в будущем оно, возможно, будет восстановлено. Также в настоящий момент в производство ставится двухместный Су-25УБМ. Заказано 16 машин, всего ВВС планируют закупку 48-72 таких самолетов к 2020 году.
Озвучено, что после 2020 года на смену Су-25 придет перспективный штурмовик, спроектированный с учетом требований малой заметности. Также самолет планируется оснастить самым современным БРЭО, он сможет применять всю номенклатуру тактического вооружения ВВС.
Важной программой является поставка в ВВС новых учебно-тренировочных самолетов (УТС) Як-130 на замену устаревших L-39. Этот самолет позволит значительно эффективнее проводить подготовку летчиков за счет современного БРЭО и лучших летно-технических характеристик. Уже поставлено 12 машин (в строю 11) установочной партии, подписан контракт на поставку до 2015 года еще 55 самолетов и планируется дополнительный контракт на 10 машин. Всего же суммарная потребность ВВС оценивается в 250-300 самолетов.
Известно о программе создания Як-133 — одноместного боевого самолета на базе УТС Як-130. Озвучено создание следующих модификаций — штурмовик, истребитель-бомбардировщик, разведчик, постановщик помех. По некоторым данным, разведчик закрыт в пользу беспилотного разведчика «Прорыв-Р», истребитель-бомбардировщик ВВС России не заинтересовал. В настоящий момент статус программы неизвестен, но заявлений о закрытии не было. Учитывая заинтересованность ВВС в Як-130, самолеты на его базе также должны найти свою нишу. В случае реализации потребность ВВС составит 200-250 самолетов. Также озвучивались проекты Як-131 — двухместного учебно-боевого самолета (УБС) с более совершенным прицельным оборудованием и Як-135 — сверхзвукового легкого многоцелевого самолета. Статус этих программ также неизвестен, а информации по ним еще меньше, чем по Як-133. Вполне возможно, что в текущее время они заморожены.
В дополнение к тяжелому УТС Як-130 необходим легкий УТС первоначальной подготовки (ПНП). В настоящее время эту нишу занимает самолет Як-52. Для его замены разрабатывался УТС Су-49, который в настоящее время закрыт. С целью модернизации Як-52 был разработан проект модернизации строевых самолетов до уровня Як-52М, но он также не был реализован. По некоторым данным, было модернизировано 12 машин. Поэтому в 2007 году был объявлен повторный конкурс на УТС ПНП. Перспективным УТС первоначального обучения станет Як-152, входящий вместе с Як-130 в состав состав единого учебно-тренировочного комплекса. В настоящее время совместно с Китаем разрабатывается усовершенствованный вариант этого самолета, который будет производится в России, Казахстане и Китае. Потребность летных училищ ВВС и ДОСААФ составляет, по разным данным, от 250 до 600 самолетов. В 2010 году была озвучена возможность лицензионной сборки швейцарских УТС PC-9, однако никаких новых заявлений на эту тему было и, скорее всего, проект закрыт.
Глазами ФА является разведывательная авиация, на вооружении которой состоят самолеты Су-24МР и МиГ-25РБ. В перспективе, значительную часть авиапарка РА составят разрабатываемые беспилотные летательные аппараты (БПЛА). По заявлению главкома ВВС А. Зелина, в настоящее время разрабатывается новый стратосферный самолет-разведчик. По ряду источников, это военная модификация самолета М-55 «Геофизика». Однако, никаких дополнительных данных о разработке с момента заявления не последовало, и в каком статусе находится проект — неизвестно.
По некоторым сведениям, создается разведывательная модификация Су-34 — Су-34Р, способная в случае реализации занять место Су-24МР, поскольку полностью БПЛА заменить пилотируемые ЛА не смогут.
Также есть информация о создании специализированной модификации самолета Су-34 — Су-34ПП, предназначенной для радиоэлектронного подавления (РЭП) ПВО противника. Для таких целей в СССР был создан Су-24МП, но он был произведен в незначительном количестве. Вполне возможно (и наиболее вероятно), что Су-34Р и Су-34ПП будут не модификациями, а вариантами боевого оснащения строевых Су-34.
Отдельно следует остановиться на ушедшей в небытие истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА). Принятое в 90-е г. решение о списании всех однодвигательных машин вызвало и до сих пор вызывает немало споров. ВВС лишились Су-17М4 и МиГ-27К, что негативно сказалось на ударном потенциале нашей авиации. Особенно жаль последний — благодаря прицельной системе «Кайра» по своим возможностям он мало в чем уступал Су-24М. Хотя война в Чечне всколыхнула интерес к МиГ-27К, восстановить их не удалось из-за некачественно проведенной консервации.
В настоящий момент нишу, освободившуюся после ликвидации ИБА, занимают Су-24М и Су-34, но для решения ряда задач они во многом избыточны. В перспективе же заполнить нишу ИБА смогут модернизированные штурмовики Су-25СМ3 и Су-25УБМ, а также новые и модернизированные истребители с расширенными ударными возможностями. В случае реализации программы их смогут частично дополнить легкие боевые самолеты семейства Як-133.
До конца 2020 года планируется поставка 400-600 самолетов ФА и нескольких сотен модернизированных машин, что позволит ВВС России и далее обладать одной из крупнейших группировок истребительной и ударной авиации в мире.
— RomZes II, Глобальная Авантюра, специально для «Вместе победим»
Источник: vmestepobedim.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 101
Рейтинг поста:
Отличная информативная статья. Особенно если про НК движки правда, это здорово, что их производство восстановят.
--------------------