Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Балтфлот он спас, за это и был расстрелян

Балтфлот он спас, за это и был расстрелян


4-05-2013, 22:31 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: virginiya100 | комментариев: (3) | просмотров: (6 586)

Балтфлот он спас, за это и был расстрелян

 

Балтфлот он спас, за это и был расстрелян

95 лет назад завершился легендарный Ледовый поход Балтийского флота — операция по спасению кораблей от захвата германскими и финскими войсками. В результате перевода из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт были спасены 236 кораблей. В "благодарность" командир перехода Алексей Щастный по приказу Льва Троцкого был расстрелян, а корабли потом уничтожены…

http://www.belrussia.ru/kontent/pict/Biogr/sha.jpg

 Щастный Алексей Михайлович


Поход был завершен 2 мая 1918 года. Эта ранее закрытая страница истории флота сейчас, конечно, открыта. Имя Алексея Михайловича Щастного, бывшего капитана I ранга российского императорского флота, ранее тщательно замалчивалось практически во всей советской военно-исторической литературе. А ведь именно благодаря организаторским талантам Щастного и был спасен Балтийский флот. Правда, потом большевистским властям по требованию кайзеровской Германии основную часть спасенного флота все равно пришлось уничтожить…

 

А расстрел героя Ледового похода Балтийского флота Щастного стал самой первой смертной казнью по судебному приговору в истории советской власти. После завершения похода, по приказу Троцкого он был арестован "за преступления по должности и контрреволюционные действия". После суда его приговорили к расстрелу. Обвинение, по информации историка С. Мельгунова, было сформулировано очень удивительно, можно сказать, чрезвычайно странно: "Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти". Театр революционного абсурда!

 

После того, как в Цемесской бухте были затоплены последние корабли российского Черноморского флота, Алексея Щастного расстреляли во дворе Александровского военного училища. По другим источникам, он был застрелен прямо в кабинете Троцкого, не простившего Щастному невыполнения своего приказа об оставлении кораблей в Гельсингфорсе. Это произошло в ночь на 22 июня 1918 года… Но вернемся к легендарному Ледовому походу.

 

Проводка русских кораблей была проведена в очень тяжёлых ледовых условиях февраля-мая 1918 года. Начальник Морских сил Балтийского моря (его должность обозначалась загадочной аббревиатурой наморси) Алексей Щастный выстроил переход кораблей несколькими отрядами.

 

Дело в том, что после срыва кайзеровской Германией мирных переговоров в Бресте и начала наступления немецких войск в Эстонии возникла реальная угроза захвата русских кораблей, базировавшихся в Ревеле (нынешнем Таллинне). Ледовая обстановка не позволяла перевести корабли сразу в Кронштадт, поэтому было принято решение попытаться с помощью ледоколов переправить их на другую сторону Финского залива в Гельсингфорс (нынешний Хельсинки).

 

17 февраля 1918 года коллегия Морского комиссариата отправила в адрес Центробалта соответствующую директиву. Одновременно из Кронштадта в Ревель вышли несколько мощных ледоколов во главе с "Ермаком". 19 февраля на буксире у ледокола "Волынец" на ревельский рейд вышли три подводные лодки, а 22 февраля началась общая эвакуация.

 

В этот же день ледокол "Ермак" повел в Гельсингфорс первую группу кораблей в составе двух подводных лодок и двух транспортов. В ночь на 24 февраля немецкий отряд по льду попытался подойти и захватить береговые батареи островов Вульф и Нарген, прикрывавшие с моря подступы к Ревелю. Вовремя замеченный, противник был отброшен огнем этих батарей.

 

Представьте себе морально-психологическую обстановку на кораблях в те дни. Революционные матросы воевать совершенно не хотели, дисциплина не то, что "хромала", она просто-напросто почти отсутствовала. Матросы практически не признавали командиров, приказать что-то им было очень сложно. Кое-как выручали комиссары из числа тех же матросов. Но и их очень часто посылали куда подальше. И вот в этих условиях бывшему царскому капитану I ранга Алексею Щастному неимоверными усилиями все-таки удалось наладить выход кораблей в море.

 

Днем 24 февраля в Гельсингфорс ушли караван транспортов и вспомогательных судов, две подлодки, три тральщика и минный заградитель. 25 февраля немецкие самолеты произвели бомбардировку остававшихся в Ревеле кораблей, а к 19 часам этого же дня германские войска вошли в Ревель. К этому времени большинство оставшихся кораблей уже находились на рейде и начало движение к Гельсингфорсу.

 

Одними из последних Ревельский рейд покинули крейсера "Рюрик" и "Адмирал Макаров". Проводку осуществляли ледоколы "Ермак", "Волынец" и "Тармо". Перед оставлением города группа подрывников взорвала все береговые батареи на побережье и островах Вульф и Нарген, включая 12-дюймовые башенные орудия. За эти дни в Гельсингфорс было переведено около 60 кораблей и судов, в том числе пять крейсеров и четыре подлодки. На переходе, получив повреждения, затонула подводная лодка "Единорог". Несколько судов, затертых льдами, прибыли в Гельсингфорс в начале марта. В Ревеле остались лишь часть вспомогательных судов и восемь старых подводных лодок.

 

Однако, увы, перевод кораблей в Финляндию не снял угрозы их захвата, так как по условиям Брест-Литовского договора Россия была обязана перевести все военные корабли в свои порты и немедленно разоружить их. Не обращая внимания на многочисленные противоречивые директивы из Москвы (Ленин приказывал уводить корабли, а Троцкий -- оставить их для помощи финской Красной гвардии) и настойчивыми советами англичан уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику, Алексей Михайлович Щастный решил довести их до Кронштадта. По его распоряжению все корабли были разбиты на три отряда.

 

С 12 по 17 марта первый отряд в составе линкоров "Гангут", "Полтава", "Севастополь", "Петропавловск", крейсеров "Адмирал Макаров", "Богатырь", Рюрик" в сопровождении ледоколов "Ермак" и "Волынец" в сильные туманы, ломая сплошной лед, перешел из Гельсингфорса в Кронштадт.

 

2 апреля, за день до высадки германского десанта "Балтийской дивизии" фон дер Гольца у Ганге (ныне Ханко) были взорваны четыре подводные лодки типа, а также плавбаза "Оланд" и сторожевик "Ястреб", которые в отсутствии на базе ледоколов не могли ее покинуть. На следующий день на внешнем свеаборгском рейде и англичане уничтожили семь своих подводных лодок, воевавших в составе российского Балтийского флота, свою плавбазу "Амстердам" и три грузовых парохода.

 

5 апреля из Гельсингфорса спешно был отправлен второй отряд в составе линкоров "Андрей Первозванный", "Республика", крейсеров "Олег", "Баян", 3 подлодок, и 2 портовых ледоколов. Переход проходил в труднейших ледовых условиях, а так как ледоколы "Волынец" и "Тармо" были захвачены белофиннами, линкору "Андрей Первозванный" пришлось взять их функции, проламывая проход во льду своим бронированным корпусом. На третьи сутки похода у острова Родшера отряд был встречен ледоколом "Ермак" и крейсером "Рюрик". 10 апреля корабли прибыли в Кронштадт.

 

Третий отряд (172 корабля) был разделен на четыре группы, которые с 7 по 11 апреля выходили по мере готовности и следовали различными маршрутами, придерживаясь проходившего вдоль финских шхер северного стратегического фарватера. По пути к ним присоединился четвертый отряд кораблей, вышедший из Котки. Переход этих отрядов был наиболее сложным и все же к 22 апреля все корабли и суда этого отряда прибыли в Кронштадт и Петроград.

 

12 апреля, когда Гельсингфорс был занят германскими войсками, в нем и других финских портах еще оставались 38 военных кораблей и 48 торговых судов, которые были захвачены. В результате переговоров, в течение мая 24 корабля и судна удалось вернуть.

 

Как указано на сайте D-pankratov.ru, в результате героических ледовых переходов были спасены 226 кораблей и судов, в том числе шесть линкоров, пять крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, пять минных заградителей, 10 тральщиков, 15 сторожевых кораблей, семь ледоколов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, другое военное снаряжение. Спасенные корабли составили основу Балтийского флота. Организатор Ледового похода Алексей Щастный в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени.

 

Однако перебазирование кораблей Балтийского флота в Кронштадт не сняло напряжения. Воспользовавшись отсутствием установленной границы и настаивая на разоружении Черноморского флота, германские войска продолжили движение на Петроград. Почти полностью потерявшие боеспособность Балтийский и Черноморский флоты становились угрозой Брестскому миру, а уставшие, деморализованные и озлобленные постоянными неудачами моряки стали представлять серьезную внутреннюю опасность.

 

В такой обстановке власть оказалась перед выбором: или надежно подчинить себе флот, или уничтожить его. И она его сделала. 3 мая 1918 года командованию Балтийского флота из Москвы был направлен секретный приказ наркомвоенмора Троцкого о подготовке кораблей к взрыву. Для исполнителей плана уничтожения Балтийского флота даже были открыты специальные счета в банке. Чуть позже в Новороссийск были отправлены И. И. Вахрамеев, а затем Ф. Ф. Раскольников с единственным поручением -- ликвидировать последние корабли Черноморского флота.

 

Как гласят исторические первоисточники, содержание секретной директивы Троцкого об уничтожении только недавно спасенных с таким трудом и жертвами кораблей быстро распространилось среди моряков и вызвало бурю негодования. 11 мая на кораблях минной дивизии, стоявших на Неве в Петрограде была принята резолюция: "Петроградскую коммуну ввиду ее полной неспособности и несостоятельности предпринять что-либо для спасения родины и Петрограда распустить и вручить всю власть морской диктатуре Балтийского флота". 22 мая на III съезде делегатов Балтийского флота было заявлено, что флот будет взорван только после боя. Примерно также моряки ответили Вахрамееву в Новороссийске.

 

Тогда в Москву были вызваны несогласные с уничтожением кораблей командующие Балтийским и Черноморским флотами А. М. Щастный и М. П. Саблин. По прибытии в морской комиссариат как бы для получения ордена за Ледовый переход А. М. Щастный по приказу Л. Д. Троцкого был арестован и потом расстрелян.

 

Но необходимая большевистской власти "мирная передышка" была все-таки получена. Последовавшие революционные выступления в Германии позволили 13 ноября 1918 года Советскому правительству аннулировать некоторые статьи Брест-Литовского мира. По сути, спасенный во время Ледового похода, а потом почти уничтоженный Балтийский флот стал некой разменной картой в войне с Германией — и тогда спас советскую власть от краха…

Андрей Михайлов



Источник: Правда.ру.

Рейтинг публикации:

Нравится7



Комментарии (3) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #3 написал: virginiya100 (4 мая 2013 23:11)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Щастный Алексей Михайлович (16 октября 1881 - 22 июня 1918) был родом из потомственных дворян Волынской губернии.
    Отец — Михаил Михайлович Щастный, офицер артиллерии.С 1906 — генерал-майор, с 1908 в отставке с чином генерал-лейтенанта. Мать — Александра Константиновна, урождённая Дубровина. В 1892—1896 учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. Окончил Морской корпус в 1901 году вторым по успеваемости, Минный офицерский класс в 1905 году.С 1901 — мичман, в 1901 году- офицер канонерской лодки береговой обороны «Бурун».В 1901—1902 — и. д. ротного командира и вахтенный начальник крейсера II ранга «Пластун».

    В 1903 — вахтенный офицер эскадренного броненосца «Севастополь».В 1903—1904 — минный офицер мореходной канонерской лодки «Манджур».В апреле — августе 1904 — вахтенный офицер крейсера I ранга «Диана».Участник русско-японской войны 1904—1905, за военные заслуги награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. Отличился при отражении атак японских миноносцев (10-11 июня 1904), при обстреле сухопутных войск противника (26 июня 1904) и в сражении с японским флотом в Жёлтом море (28 июля 1904).

    Командир крейсера «Диана» А. А. Ливен положительно оценил личные качества мичмана Щастного в харкатеристике:"Своей бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа … выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости… Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте призвания, как он."После интернирования крейсера «Диана» в Сайгоне в 1904 отбыл в Россию, с 1905 года лейтенант. В 1905 — младший минный офицер учебного судна «Европа», затем командующий миноносцем № 217. В 1905—1906 служил в морском отделе штаба Кронштадтской крепости.

    В 1906—1909 читал лекции по радиотелеграфному делу в Минном офицерском классе. Крупный специалист по вопросам связи в военно-морском флоте. Один из выпускников этого класса Г. К. Граф назвал Щастного в своих мемуарах «выдающимся преподавателем». В 1906—1907 — старший минный офицер учебного судна «Николаев». В 1907—1909 — второй флагманский минный офицер походного штаба начальника минного учебного отряда.

    В 1908 участвовал в пятом Всероссийском электротехническом съезде в Москве. В 1909—1912 — и. д. второго флагманского минного офицера (по радиотелеграфному делу) штаба командующего морских сил Балтийского моря. С 1910 — старший лейтенант. В 1912—1914 — постоянный член от морского министерства межведомственного радиотелеграфного комитета. В 1913 году был командирован на Каспийское море для выбора мест береговых радиостанций на острове Ашур-Адэ и в Энзели. С 1913 — капитан 2-го ранга. Женился в 1914 году на Антонине Николаевнае Приемской(1881—1922), от брака с которой родилась дочь Галина (1913—1982) и сын Лев в 1915 году.

    Участник Первой мировой войны. В 1914—1916 — старший офицер линейного корабля «Полтава». В 1916—1917 — командир эскадренного миноносца «Пограничник». В феврале — мае 1917 — штаб-офицер для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря. С мая 1917 — флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря. С июля 1917 — капитан 1-го ранга. За боевые отличия в Первой мировой войне награждён мечами к ранее полученным им орденам св. Станислава 2-й степени и св. Анны 2-й степени.

    После прихода к власти большевиков сотрудничал с советскими органами для защиты страны от немецких войск. В январе 1918 назначен первым помощником начальника военного отдела Центробалта. Фактически командовал Балтийским флотом, затем в феврале 1918 года руководил перебазированием кораблей флота, находившихся в Ревеле, в Гельсингфорс, что спасло их от захвата немецкими войсками.

    Последние корабли покинули Ревель 25 февраля — в день, когда в город вошли немцы.Щастный руководил Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадтввиду угрозы флоту со стороны немецких войск. Согласно Брестскому миру (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причем предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть нейтрализованы немцами. В этих условиях было принято решение перевести флот в Кронштадт в условиях, когда море еще было покрыто льдом (отсюда и название Ледового похода).

    Первоначально в сопровождении двух ледоколов вышли из Гельсингфорса 12 марта и прибыли в Кронштадт 17 марта 4 линейных корабля и 3 крейсера. 4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля (исключая одну из подводных лодок, получившей повреждение и вернувшейся в Гельсингфорс). Таким образом, крупнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.

    5 апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил Балтийского моря (исполнял обязанности уже в марте, после смещения с этой должности А. В. Развозова, занимавшего её лишь около недели). В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, 3 миноносца, 10 подлодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон при поддержке четырех ледоколов. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).

    20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.

    Успешное руководство в сложных условиях Ледовым походом подняло авторитет Щастного среди моряков. Но уже 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого «за преступления по должности и контрреволюционные действия». 20-21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Свою вину Щастный не признал. В выступлении на суде Троцкий заявил, что: "Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг «диктатура флота»."

    Несмотря на слабую доказательную базу обвинения и официальную отмену в стране смертной казни Щастный был приговорён 21 июня 1918 к расстрелу. Это был первый судебный смертный приговор в Советской России.

    В одной из предсмертных записок Щастный писал:"В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им что иду умирать мужественно, как подобает христианину."
    http://www.belrussia.ru/kontent/pict/Biogr/sha.jpg
    В ночь с 21 на 22 июня (в 4 часа 40 минут утра) Алексей Щастный был расстрелян. В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.Лениным был разработан предательский план, наносящий удар по мощи и престижу русского флота. Он дает строгое указание: "Ввиду явных намерений Германии захватить суда Черноморского флота, находящиеся в Новороссийске, и невозможности обеспечить Новороссийск с сухого пути или перевода в другой порт, Совет Народных Комиссаров, по представлению Высшего военного Совета, приказывает вам с получением сего уничтожить все суда Черноморского флота и коммерческие пароходы, находящиеся в Новороссийске. Ленин".

    Большевики расправились с контр-адмиралом A.M. Щастным только за то, что он спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре. О подвиге выдающегося флотоводца Щастного и моряков Балтийского флота писали газеты всего мира. Щастный был растрелян большевиками отобранной специальной командой из китайцев. По словам российского историка Сергея Мельгунова, капитан Щастный спас остаток русского флота в Балтийском море от сдачи немецкой эскадре и привел его в Кронштадт.

    Он был обвинён, тем не менее, в измене. Обвинение было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти». Главным и единственным свидетелем против Щастного выступил Троцкий. Щастный был расстрелян «за спасение Балтийского флота»

    В 1990 в газете «Известия» в статье тогдашнего помощника начальника Управления военных трибуналов В. Звягинцева был впервые поставлен вопрос о возможности пересмотра «дела Щастного». В 1995 он был официально реабилитирован. В 2001 в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Е. Н. Шошкова «Наморси А. М. Щастный». Именем Щастного в 1992 был названа улица в его родном городе Житомире.
    http://www.belrussia.ru/page-id-939.html

       
     


  2. » #2 написал: optimist (4 мая 2013 22:37)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 323
    Рейтинг поста:
    0
    а потом спрашивали зачем ледоруб ? почему Меркадор? fellow

       
     


  3. » #1 написал: virginiya100 (4 мая 2013 22:34)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    расстрел героя Ледового похода Балтийского флота Щастного стал самой первой смертной казнью по судебному приговору в истории советской власти. После завершения похода, по приказу Троцкого он был арестован "за преступления по должности и контрреволюционные действия". После суда его приговорили к расстрелу. Обвинение, по информации историка С. Мельгунова, было сформулировано очень удивительно, можно сказать, чрезвычайно странно:

    "Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти".
    Театр революционного абсурда!

    Это нужно в школах детям преподавать, как прививку от хомячества и для профилактики "жажды революций"

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map