Запад помешался на угрозе «российской пропаганды»
Фото: Politrussia.com
Возможно, у западных идеологов совсем сдали нервы. А скорее
всего, за так называемую борьбу с «российской пропагандой» начали очень
щедро платить. Так или иначе, но охотников предупредить о смертельной
угрозе для неокрепших мозгов европейских и американских обывателей нынче
чересчур много. На все лады твердят о могучей «мягкой силе» и
«кремлевских информационных атаках». Для чего поднимается этот шум? И
кто заказчик страшилок?
Надо сказать, дело поставлено на широкую ногу. Изучением
очередной российской напасти для западной демократии и свободы слова занимаются
целые организации. Эксперты штампуют «под ключ» аналитические доклады, в
которых, не затрудняя себя доказательствами, клеймят «кровавый режим» за
эскалацию своих идей на западную аудиторию. Предупреждают, что пропагандистский
инструмент в РФ создан эффективный, зарубежная аудитория, мол, заглатывает наживку
легко и попадается на кремлевский крючок. Рекомендации, как противостоять
злу, в докладах тоже имеются.
Эксперты трудятся в авральном режиме. В этом году даже летних
каникул себе не позволили. К примеру, в августе доклад со спасительным
названием «Как победить в информационной войне» явил миру Center for European Policy Analysis(СЕРА).
Это некоммерческая политическая организация, посвятившая себя изучению
Центральной и Восточной Европы. Имеет офисы в Варшаве и Вашингтоне. Последнее понятно: из-за
океана жизнь европейская — как на ладошке.
Авторы научного трактата — журналисты Питер Померанцев и
Эдвард Лукас. Обе персоны широко известны в узких кругах. Но о них самих чуть
позже. Прежде о неутешительных выводах, к которым пришли «аналитики».
По мнению авторов, все плохо: Россия вовсю пользуется — при
этом злоупотребляя! - дезинформацией.
Причем как и любое другое оружие в современной РФ, «деза» становится все
совершеннее, тоньше и изощреннее. И это, предупреждают Померанцев с Лукасом,
чрезвычайно опасно для Соединенных Штатов (которые вроде бы не входят в сферу
интересов СЕРА) и их европейских партнеров. Особую угрозу исследователи видят
для «прифронтовых государств» - Польши, Чехии, Словакии, стран Балтики и
Украины. Виды смертельного для сознания европейцев и американцев оружия
авторы доклада также представили. Это «неприкрыто пропагандистский канал RT и
другие доверенные организации, которые осуществляют свою деятельность под
маской мейнстримных СМИ».
Рецепты экспертов касательно победы в информационной войне
страшно далеки от хваленых западных ценностей.
Во-первых, они предлагают взять под колпак всех
потребителей российского медиа-продукта. Для начала — систематический анализ.
На сегодняшний день, сетуют авторы доклада, ни одно агентство не занимается
анализом влияния российской (или любой другой) дезинформации. А надо бы
ответить на ряд вопросов. Скажем, таких: «Кто действительно смотрит RT? Где? Как долго? Зачем?»
Чтобы найти ответы, по мысли докладчиков, нужно проводить регулярный,
прицельный анализ охвата и действия российской пропаганды. Мониторить
социальные сети тоже необходимо, чтобы брать на заметку тенденции и личности,
популярные в различных социальных группах. Что потом с этими личностями делать,
не уточняется.
Во-вторых, Померанцев и Лукас мечтают о некой цензуре,
которая обеспечит качество СМИ. По их мнению, нужно создать специальную
организацию, которая бы регулировала политическую рекламу и разжигание ненависти.
Лучше бы, конечно, это был государственный орган.
Но если не судьба, то сойдет и НКО, которая выполняла бы аналогичную роль,
однако лишь в форме консультаций.
В-третьих, необходимо позаботиться о «деконструкции
дезинформации». Разрушать мифы, проверять информацию и составлять рейтинги
дезинформации для широкой аудитории призвана особая организация.
В-четвертых, авторы доклада призвали заняться врачеванием
исторической травмы. Следуя их логике, российская риторика во многом строится
на теме Второй мировой войны. Дальше следует цепочка: «Сталин воевал против
нацистов, значит, все, кто воевали против Сталина, были фашистами. Значит, все,
кто выступает против России, — фашисты». Оставим этот силлогизм на совести самих
авторов доклада. Но они, похоже, настолько в него уверовали, что предлагают
создать рабочую группу психологов, которые будут с этой «исторической травмой»
что-то делать.
В-пятых, они призывают к точечным ударам или прицельному
взаимодействию. Для работы с теми, кто попал под влияние «кремлевской
пропаганды», рекомендовано использовать социальные сети. Технология уже
имеется: это дерадикализация ультраправых экстремистов и джихадистов через Facebook. Правда,
эффективность такой методики не просчитана, но даже не в этом суть. Суть в том,
что людей, испытывающих симпатию к России, автоматом приравняли к
экстремистам.
В-шестых, авторы доклада настоятельно советуют переосмыслить
широкое телевещание и создать сильную организацию, которая повысит планку для
всех. Этой незамысловатой рекомендацией, кстати, невзначай сведена на нет и
работа всех американских иновещательных компаний. Камень в вашингтонский
телеогород брошен и в связи с заявлением о том, что на сегодняшний день ни одно
русскоязычное новостное агентство не предоставляет достоверные и исчерпывающие
новости.
Да и с русскоязычными развлекательными программами Запад
пробуксовывает. Зрители на Украине, в Прибалтике и на Кавказе смотрят
российское ТВ, потому что оно лучше и интереснее. МИД Великобритании, правда,
поручил BBC создать «фабрику» русскоязычного контента, но с шедеврами
там пока не спешат.
Список рекомендаций можно продолжить. Есть там, например,
пункт о найме или обмене блогерами. Тех, кто докажет верность неким
«этическим
стандартам», можно будет привлекать к участию в программе международного
обмена
для создания транснациональных сообществ. Или предлагается обучать СМИ
распознавать дезинформацию. Интересна и идея рекламных бойкотов. На
западных
рекламодателей планируется оказывать давление, чтобы они не
финансировали
каналы, разжигающие ненависть. Вопрос, кто будет формировать черный
список таких каналов и по какому принципу. Похоже, и здесь без тотальной
цензуры не
обойтись.
Стоит сказать пару слов об авторах доклада. Британский журналистЭдвард Лукас— сотрудник СЕРА, известный русофоб, автор книги «Новая холодная война. Россия
Путина и угроза Западу». По собственному признанию, его легко заподозрить в
том, что он «является милитаристской марионеткой военно-промышленного
комплекса» и создает российское пугало, чтобы напугать избирателей и заставить
политиков покупать дорогое оружие.
Впрочем, в представленном докладе его фамилия стоит скорее
для солидности. Настоящим автором этого труда является Померанцев. И нельзя
сказать, что он тоже сильно напрягался. Потому что доклад СЕРА как по смыслу,
так и по тезисам чрезвычайно похож на доклад Питера Померанцева «Угроза нереальности:
информация, культура и деньги как оружие Кремля», который он в 2014 году
готовил в соавторстве с Майклом Вайсом для Института современной России. То
исследование было опубликованов The Interpreter. Одним словом,
сработал как в песне: «я тебя слепила из того, что было». Ни новых мыслей, ни
фактов, ни предложений.
А то, что заказчики, заинтересованные в подобных
«исследованиях», есть, сомневаться не приходится. Их уши и из доклада СЕРА торчат.
Потому что в число «доноров» этой организации входяттакие компании как Lockheed Martin,
являющаяся одним из основных подрядчиков армии США и сил специальных операций; крупный
американский военный подрядчик Raytheon;
Министерство обороны США; производитель военных самолетов Sikorsky Aircraft; производитель военных
самолетов Bell Helicopter;
аэрокосмический и оборонный разработчик Textron Systems. Интересно, что Raytheon выиграла
тендер и к 2017 году будет поставлять систему ПРО средней дальности в Польшу. А
вице-президент аналитического центра Марцин Заборовский не устает призывать к
усилению американского военного присутствия в Европе, особенно в Польше, странах
Балтии и Румынии. И все из-за «российской угрозы».
Кстати, Польшу Соединенные Штаты держатна особенно коротком поводке и постоянно науськивают на Россию, при этом обещая
со временем передать ей «знамя защитника против русских варваров».
Одним словом, СЕРА является давним и надежным проводником
идей американской военщины. В предыдущих исследованиях этой организации также звучатпризывы отказаться от политики «стратегического терпения» в пользу продвижения
«защиты» ближе к границам с Россией. Все под тем же соусом «российской угрозы»,
конечно.
Стоит отметить, что в своих усилиях Center for European Policy Analysis не
одинок. Лозунг о воинствующей «российской пропаганде» сегодня востребован
многими организациями. Удачно в своем роде реализовалаего американская НКО RAND Corporation,
предоставляющая аналитику на геополитические темы. Авторы июльского доклада НКО
«Российская модель пропаганды: «поток лжи» утверждают, что российская
пропаганда очень убедительна, оперативна и популярна. При этом, считают они,
российские пропагандисты используют как старые приемы времен холодной войны,
так и новейшие технологии — Интернет, социальные сети и так далее. Не особо
утруждая себя доказательствами, «эксперты» обвиняют российские СМИ (включая RT) в манипулировании фактами
и использовании откровенной лжи. Мол, они и актеров нанимали, и цитаты
искажали. Ну, к съемкам актеров для пропагандистских сюжетов мы еще вернемся, а
пока о тех советах, которые дали авторы доклада, чтобы, видимо, осушить «поток
лжи».
Так, они предлагают упреждать российские информсообщения, не
давая сформировать первое впечатление у аудитории. Ну, если говорить о
конкуренции и оперативности — это куда ни шло. Однако затем в ход опять идут
запретительные меры. На пути «пропаганды, выдающей себя за журнализм»,
предлагается ставить барьеры в виде санкций и штрафов. Кроме того, планируется
использовать контрпропаганду. Если, например, российские СМИ подрывают
готовность европейцев противостоять российской агрессии, то надо, напротив,
возбуждать в них противоположные чувства. Призывают авторы этого доклада и к
соревнованию. Дескать, у США и НАТО полно возможностей распространять
убедительную информацию, работающую на цели НАТО и США. Да кто бы с этим
спорил! Собственно, даже представленный доклад, если вдуматься, именно на эти
цели и работает. Однако особенно впечатляет финальный аккорд. Борцы с
российской пропагандой додумались до того, чтобы использовать различные
технические возможности для уменьшения пропагандистского потока. В ход, по их
мнению, может пойти и более агрессивное применение пользовательских соглашений
с интернет-провайдерами и социальными медиа, и даже электронные вооружения и атаки
в киберпространстве. Как говорится, прощай, свобода слова!
Еще более откровенным в этом отношении сталдоклад американского аналитического центра Atlantic Council, также опубликованный в июле.
Быть может, потому, что центр (основан двумя бывшими госсекретарями США — Дином
Ачесоном и Кристианом Хертером) не скрывает своей тесной связи с НАТО,
исследование было названо предельно откровенно: «Вооружение для сдерживания:
как Польша и НАТО должны противостоять возрождающейся России». Варшава получила
множество беспардонных «ценных» указаний. Например, заявить, что она в ответ на
российскую угрозу оставляет за собой право наносить контратаки вглубь территории
России и атаковать российские цели традиционным путем, включая Калининград. При
этом Польша должна опубликовать список потенциальных целей для нападения. В их
число включены и гражданские объекты — московский метрополитен, система
электроснабжения в Санкт-Петербурге, а также государственные СМИ, включая,
разумеется, RT. Кроме
откровенно милитаристских угроз Польше предложено внести телеканал RT в список потенциальных
объектов для кибернападения.
Менее воинственным, но тоже весьма недружелюбным стал июльский
же доклад европейского аналитического центра Martens Centre. Называетсяон «Медведь в овечьей шкуре» и повествует «о российских организациях в ЕС, финансируемых
правительством».
Авторы доклада горько жалуются, что российские СМИ, в том
числе агентство Sputnik,
телеканал RT и проект «Российской газеты» Russia Beyond the Headlines, а также российские
НПО типа Российского института стратегических исследований и фонда «Русский
мир» распространяют влияние на европейцев. При этом «их цель — создать у
европейского общественного мнения позитивный взгляд на политику России и
уважение к ее значительным властным амбициям... явная или скрытая поддержка
этих организаций должна обеспокоить ЕС».
Увы, даже верные поборники демократических ценностей Старого
Света не удержались от покушения на свободу слова в борьбе с российской
идеологической экспансией. В своих рекомендациях, в частности, авторы доклада
призвали на уровне ЕС внедрить обязательный регистр лоббистских организаций,
регулируемый независимым органом, а также усилить контроль за финансовыми
потоками российских НПО.
А в Соединенных Штатах "возбудился"
комитет сената по международным отношениям. Он рассматривает проект «Акта о
противодействии информационной войне». Ясное дело, направлен он будет на
противодействие «пропагандистским кампаниям» России и Китая. И естественно, что
используемые ими «пропагандистские» инструменты угрожают «интересам
национальной безопасности США и их ключевых союзников и партнеров». Для защиты
этих интересов сенаторы решили создать Центр информационного анализа и
реагирования и подкинуть ему «на бедность» 20 миллионов долларов.
В течение 2017-2018 годов эти деньги распределят между
активистами, журналистами, исследовательскими центрами, частными компаниями и
академическими организациями. Поэтому можно не сомневаться, что докладов,
посвященных «российской пропаганде» и борьбе с ней, появится гораздо больше.
Писать, разумеется, будут кто во что горазд, но России предстоит быть виноватой
по определению. Ведь кто платит, тот и заказывает.
Хотя прежде чем вешать всех собак на оппонента, западные
партнеры могли бы на себя оборотиться. То, как журналисты CNN освещали
сирийские события и как на днях оскандалился SkyNews, говорит лишь о том, что
в изготовлении фейков американцы и европейцы преуспели, оставив позади
российские СМИ. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|