Российская экономика крепка
На днях Росстат опубликовал большой доклад на тему "Информация о социально-экономическом положении в России в январе-феврале 2015 года". Доклад очень объёмен и интересен. Давайте рассмотрим из него пару моментов, которые ещё не удалось изучить ранее.
Про промышленное производство в январе-феврале мы с вами уже разговаривали, но если кто-то хочет подробностей, то может найти их здесь, здесь и здесь.
Свое рассмотрение я начну с данных по розничной торговле.
Новости не утешительны. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах в январе-феврале 2015 года к аналогичному периоду 2014 года упал на 6,1%. Причем, если в феврале падение составляло 4,5%, то в феврале оно ускорилось до 7,7%. Стоит отметить, что сильнее всего просели продажи бытовой техники и автомобилей. Всё это происходило на фоне роста депозитов граждан в банках до рекордных сумм в 19,7 трлн. рублей. Таким образом, пока не совсем ясна ситуация в экономике, люди стараются сохранять деньги, а не тратить.
Чтобы далеко не уходить от торговой тематики, рассмотрим данные по внешнеторговому обороту России в январе 2015 года.
Падение объёма внешней торговли в январе 2015 года составило 34%. Объём экспорта составил 27,5 млрд. долларов, импорта - 12,5 млрд. долларов. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в 15 млрд. долларов (против 18,7 в январе 2014 года). Оно достигло максимальных значений с сентября 2014 года. Стоит отметить, что импорт упал сильнее, чем экспорт: 40,4% против 30,5%.
Судя по обороту розничной торговли, в феврале 2015 года падение объемов импорта продолжится, что при стабильной - в среднем - цене на нефть в феврале должно также положительно сказаться на сальдо торгового баланса.
Теперь перейдём к сельскому хозяйству.
Здесь позитивные тенденции налицо: в январе-феврале 2015 года рост по отношению к аналогичному периоду 2014 года составил 3%, причем в феврале произошло ускорение роста: с 2,8% до 3,2%.
В строительном секторе в январе-феврале 2015 года также наблюдалось падение: на 3,3%, правда, в начале 2014 года по отношению к январю-февралю 2013 падение было сильней и достигало 6,9%. Также стоит отметить, что в феврале падение в строительстве замедлилось с 3,5% до 3,1%. С учётом снижения ставки по ипотеке, можно предположить, что строительство быстрее многих наладит свои дела.
Общий объём кредиторской задолженности организаций за январь 2015 года вырос на 0,4% по отношению к концу декабря 2014 года. Основной рост задолженности пришёлся на добывающий сектор (21,2%), торговлю (8,1%), гостиницы и рестораны (33,1%), оптовую и розничную торговлю (8,5%), а также обрабатывающие производства (4,1%). При этом произошло сокращение задолженности в сельском хозяйстве (22,3%), производстве и распределении газа, электроэнергии и воды (2,9%) и строительстве (21,3%).
В части, касающейся безработицы в январе-феврале 2015 года, произошли негативные подвижки. В феврале 2015 года безработица выросла на 243 тысяч человек и составила 5,8% от экономически активного населения (в январе 5,5%). Кризисные явления начинают проявлять себя в росте безработицы, но справедливости ради надо сказать, что в феврале по отношению к январю всегда наблюдается рост безработицы, правда, обычно он слабее, чем в этом году.
Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах в январе-феврале 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014 года сократились на 6,4%. Для получения общей картины стоит отметить, что в январе-феврале 2014 года инвестиции по отношению к 2013 году упали на 5%, хотя ни о каком кризисе в начале прошлого года речи не шло. Тогда как в январе-феврале 2009 года падение достигало 15%. Стараюсь наблюдать за данным показателем очень внимательно.
Если подвести краткий итог по состоянию российской экономики, то можно сказать, что несмотря на объявленный кризис, в условиях практически полного отсутствия внешнего кредитования, наша экономика находится в очень неплохом состоянии, то есть в настоящее время нет даже признаков того кризиса, который произошёл в России в 2008-2009 гг. и это уже хорошо. С учётом запуска нескольких государственных программ по приобретению автомобилей и жилья, а также окончанием оценки российскими компаниями состояния рынка после девальвации, в ближайшие пару месяцев можно ожидать положительных сдвигов в российской экономике.
Shoroh1
Центральный Банк под контролем Президента
Как-то буднично и практически незаметно произошли тектонические сдвиги во внутренней экономической политике, касающейся Центрального Банка Российской Федерации.
Чтобы понять всю глубину произошедших сдвигов, давайте для начала вспомним пару статей из Конституции Российской Федерации и Федерального Закона т 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями).
Итак, статья 75 Конституции гласит:
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Статья 1 Федерального Закона гласит:
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 3 Федерального Закона гласит:
Целями деятельности Банка России являются:
1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3. обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
4. развитие финансового рынка Российской Федерации;
5. обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации;
6. получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) обязательные резервные требования;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени;
9) другие инструменты, определенные Банком России.
Как вы видите, в соответствии с Конституцией и Федеральным Законом, основной, а по факту единственной, целью, которую выполнял все прошедшие годы Центральный Банк России, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Этим ЦБ России занимался, гася инфляцию и попутно под благовидным предлогом убивая экономику, как в кризис 2008-2009 гг. Причём я уже в феврале с цифрами в руках отметил, что в этот кризис ЦБ России ведёт себя кардинально иным способом (и тут), заявляя основной целью борьбу с инфляцией, по факту не делает ровным счётом ничего для этого (ключевая ставка не в счёт, если не принимается ряд дополнительных мер, типа снижения денежной базы и денежной массы М2, а этого не было, они даже слега увеличивались), но сторонники эмиссии здесь и сейчас не восприняли довода цифр. Давайте тогда теперь соберём ещё дополнительные факты, что называется "следите за руками".
1. После начала спекулятивной атаки, ЦБ ограничивает предоставление рублевых кредитов банкам, замеченным в валютных спекуляциях. Подобные ограничения не приводят к необходимым результатам и по "странному" стечению обстоятельств ЦБ решается на реализацию следующей меры.
2. Следующий шаг - введение ЦБ России в коммерческие банки своих валютных контролеров. Все валютные сделки коммерческих банков ставятся под контроль ЦБ России. Этот контроль не убран до сих пор.
3. 12 февраля 2015 года Набиуллина на встрече с представителям коммерческих банков заявляет, что инфляция перестаёт быть единственным ориентиром для изменения ключевой ставки. Теперь этих ориентиров три: курсовая стабильность, инфляционное таргетирование, поддержка экономики. Про последний ориентир в Конституции и в ФЗ о ЦБ России не сказано ни слова. По факту Набиуллина вслух заявила то, что ЦБ делал уже, начиная с сентября: поддерживал экономику, не предпринимая тех монетаристских методов, которые были реализованы в 2008-2009 гг. и которые тогда отправили экономику в нокаут.
4. 11 марта 2015 года министр энергетики Александр Новак в интервью американскому новостному агентству Reuters заявил, что организацией финансирования проекта по строительству энергогенерирующих мощностей занимаются Центральный банк и Минфин, кредит может дать коммерческий банк: "Центральный банк в данном случае нам помогает реализовать финансовую сделку с тем, чтобы обеспечить ликвидностью банка-кредитора... Есть поручение ЦБ и Минфину разработать и представить схему финансирования... С учетом возврата процентов по кредитам - это порядка 80 миллиардов рублей", - сказал Новак". По факту, это будет первый инфраструктурный проект, который будет напрямую финансироваться Центральным Банком России. То есть, в интервью американскому новостному агентству было заявлено, что ЦБ России начинает прямое финансирование российской экономики.
5. ЦБ России начинает рассматривать возможность приостановки торгов на валютном рынке в случае резких скачков курса при небольших объемах торгов. По факту, это возможность для ЦБ России приводить курс рубля в чувство без лишнего "сжигания" своих резервов на бирже в случае спекулятивных атак.
6. 10 марта 2015 года Президент России поручил ЦБ России, совместно с Правительством, до 1 сентября 2015 года проработать вопрос о целесообразности создания валютного союза ЕАЭС, т.е. Центральный банк должен сам заявить, будет ли он существовать дальше как самостоятельный игрок, либо будет создан в той или иной конфигурации Евразийский ЦБ. Судя по всем предыдущим действиям ЦБ России, ответ будет положительным, и мы уже в сентябре этого года узнаем, когда будет создан Центральный Банк, который будет иметь право на основании закона напрямую заниматься финансированием развития экономики. Но а сам факт поручения со стороны Президента де-юре независимому Центральному Банку говорит о многом.
Помимо всех вышеперечисленных мер, напрямую связанных с Центральным Банком Российской Федерации, стоит отметить, что с 1 октября заработает механизм докапитализации коммерческих банков государством посредством Облигаций Федерального Займа через Агентство по страхованию вкладов на сумму в 1 трлн рублей. Условия получения ОФЗ очень жесткие: ежемесячное наращивание кредитного портфеля на 1% (в случае невыполнения штрафы, которые могут составить миллиарды рублей). Стоит отметить, что деньги под ОФЗ банки смогут брать только в ЦБ России под процент, равный текущему значению ключевой ставки (сейчас 15%). Таким образом, получается, что к октябрю 2015 года ЦБ России должен снизить ключевую ставку до уровней не более 8%-8,5%, чтобы промышленность и потребители смогли получать кредиты под более адекватные проценты. Причём, государство введёт в банках специальные механизмы для контроля за расходованием средств, выделенных в рамках ОФЗ, т.е. в части, касающейся кредитования, коммерческие банки будут де-факто контролировать государством. Интересная ситуация, не правда ли? Судя по всему до октября 2015 года должны быть решены какие-то вопросы, которые позволят окончательно и бесповоротно решить вопрос с механизмами выделения денег и контроля за их расходованием со стороны государственных структур.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день Центральный Банк России де-факто контролируется государством, точнее Президентом. И в настоящий момент разрабатываются механизмы прямого государственного контроля за кредитованием реального сектора со стороны коммерческих банков, т.е. механизмы контроля за предоставлением ликвидности экономике в объёмах, необходимых для развития. Судя по всему, старт новой индустриализации, о которой так много говорилось и говорится, назначен на 2016 год, и сейчас дорабатываются и вводятся в действие все необходимые для этого механизмы.
Shoroh1 Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
19 трюликов также означают, что вклады граждан формируют кредитный потенциал банков в размере 8-10 триллионов рублей.
незначительный рост, на уровне статистической погрешности или методики подсчета, скорее признак устойчивого положения, нежели изменений к лучшему. застой, если коротко.
положительное сальдо внешнеторгового баланса, при явном доминировании экспорта сырья, означает, что ресурсы страны разбазариваются без адекватного возмещения извне. нефть меняют на фантики, если угодно. и экспорт энергоресурсов выглядит избыточным на фоне скудного импорта. зачем экспортировать вдвое больше, чем импортируется? теряется смысл транзакции.
что? поручение президента к ЦБ - это тектонический сдвиг? да в своем ли вы уме, уважаемый? Президент совершил неконституционное действие, вышел за рамки действующей Конституции - и ЭТО вызывает восторженную эйфорию?
а ЦБ, если прислушается к поручению президента и приступит к выполнению поручения, также пойдет против Конституции, исполняя поручения не уполномоченного на то лица.
если два государствообразующих субъекта, так обращаются с Основным Законом, то нафик этот Закон нужен вообще? чего тогда трястись над текстом действующей Конституции, если она в открытую не указ первым лицам и главному банку страны? не говоря уже о том, что давно сложившаяся практика подзаконных актов и ведомственных инструкций, игнорирует существование Конституции как таковой.
"контам" неплохо было бы хоть немного задумываться над тем, что они публикуют. и педалировать тему "ЦБ под контролем Президента", когда поймут, что это означает на практике.
От Алекс Зес:
У вас есть все шансы попасть в категорию площадного крикуна с душком тролля прописного. В последнее время большинство ваших постов не имеют ничего общего с объективностью или анализом, зато активно навязывают негативные эмоции как самоцель в стиле "все пропало".