Владимир Дмитриев: «Нас не должны пугать никакие санкции»

В период с 27 по 28 ноября 2016 года в Бахрейне находится российская бизнес-миссия, организатором которой выступил Российско-Бахрейнский деловой совет (РБДС) при поддержке ТПП России.
Председателем РБДС является вице-президент федеральной Палаты Владимир Дмитриев. В заключительной части нашей беседы мы поговорили о перспективных направлениях экономического сотрудничества России.

— Бахрейн может стать деловым и финансовым мостом для отечественного бизнеса в страны арабского региона. Такое мнение прозвучало на прошедшем в ТПП РФ сентябрьском заседании Российско-Бахрейнского делового совета, который Вы возглавляете. Как продвигается строительство этого моста?

 — В России Королевство Бахрейн рассматривают как важного партнера на Ближнем Востоке, влиятельного члена Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. В последние два-три года усилились контакты предпринимателей, участились обмены делегациями. Это позволило бизнес-сообществу двух стран лучше узнать реальные потребности и возможности друг друга.

На мой взгляд, приоритетным направлением дальнейшей работы Российско-Бахрейнского делового совета должно стать изменение стиля взаимодействия с бахрейнскими партнерами и перевод созданного за последние годы потенциала в практическую плоскость, содействие в заключении двусторонних сделок и реализации инвестиционных проектов.

Хотел бы подчеркнуть, что и российской, и бахрейнской сторонами предприняты серьезные усилия для того, чтобы деловую часть наполнить конкретным бизнес-содержанием. Должен отметить, что состав членов совета качественно обновился, в него вошли крупные компании, финансовые институты и иные организации. Есть четкий сигнал компаниям Бахрейна взаимодействовать с российскими партнерами: речь идет и о производственном бизнесе, и о финансовом взаимодействии. Большие перспективы имеются в реализации взаимного интереса к сотрудничеству малого и среднего предпринимательства. Теперь многое зависит от российского бизнеса, насколько он сумеет использовать сложившуюся конъюнктуру и высокий потенциал Бахрейна как возможного импортера и проводника в другие страны арабского региона, например, продукции российского агропромышленного комплекса, энергетического машиностроения, наукоемких отраслей.

— России наиболее близок рынок стран ЕАЭС, СНГ. Как Вы оцениваете экономическое сотрудничество в рамках этих объединений, в частности, в плане продвижения российских товаров?

 — Если до создания союза речь в основном шла о согласовании общих подходов в сфере торговли, то ныне на повестке дня стоят куда более масштабные задачи. Наше экономическое сотрудничество должно охватить новые сферы и одновременно учесть уже приобретенный опыт.

Эффект от отмены таможенного контроля и свободной торговли мы уже в основном исчерпали. Поэтому дальнейший рост возможен теперь главным образом за счет рынка услуг, капиталов и рабочей силы. Мы не должны забывать, что один только рынок услуг — это больше половины ВВП каждого из наших государств.

Тем не менее не следует думать, что все проблемы взаимодействия в сфере экономического сотрудничества уже решены. Во-первых, несколько лет интеграционного взаимодействия позволили нам обнаружить ряд проблем, требующих изменения прежних подходов. Поэтому, в частности, было принято решение о принятии в августе 2016 года новой редакции Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Прежний документ содержал слишком много отсылок к национальному законодательству стран-участниц, и это постоянно создает путаницу и неразбериху. Предприниматели подчас были не в состоянии понять, как именно они должны оформлять сопроводительные документы для экспорта и импорта грузов. В кодексе появился ряд новшеств, которые существенно сэкономят ресурсы бизнеса. Упрощены таможенные формальности, в результате чего сократится время на прохождение таможенных процедур, улучшится бизнес-климат в странах ЕАЭС. Одна из самых главных задач блока — постоянно увеличивать взаимный товарооборот. А подобный сценарий будет реализован только в том случае, если сторонам удастся в официально действующих документах минимизировать количество ограничений.

Во-вторых, никто из членов нашего интеграционного объединения не собирается отказываться от тех естественных преимуществ, которыми мы обладаем в силу обилия полезных ископаемых и огромных площадей, пригодных для ведения сельского хозяйства. В условиях санкционного давления эти ресурсы как раз и могут позволить восполнить недостаток инвестиционных средств. Любой новый союз, а тем более экономический, куда более успешно развивается, когда экономика входящих в него стран находится на подъеме.

Потенциал России и ее партнеров по Евразийскому экономическому союзу колоссален. К примеру, Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия вместе занимают первое место в мире по добыче нефти и газа, второе место — по производству минеральных удобрений, третье место — по производству электроэнергии, выплавке чугуна, сборам пшеницы и картофеля. Именно поэтому нас не должны пугать никакие санкции.

—  17—19 ноября в Перу прошел саммит АТЭС. Стратегическая цель стран-членов — создание к 2020 году в АТР системы свободной торговли и либерального инвестиционного режима. Достижима ли она, по Вашему мнению? Чего ждать России на этом направлении?

 — Азиатско-Тихоокеанский регион благодаря интенсивному росту экономик стран Восточной и  Юго-Восточной Азии, а также присутствию в нем США в последние десятилетия получил статус ведущего мирового центра экономической активности. В этом регионе сосредоточены такие важные факторы развития, как финансы и высокие технологии (Китай, США, Япония, Южная Корея, Сингапур), природные ресурсы (Россия, Канада, Австралия, ЮВА), трудовые ресурсы (Китай, ЮВА), высокоразвитое сельское хозяйство (Австралия, Канада, США, Новая Зеландия, Чили и Филиппины), а также огромные рынки для всех видов товаров и удобные транспортные коммуникации.

Десятилетиями здесь ведут острую конкурентную борьбу и успешно сотрудничают три крупнейшие экономики — США, Китай и Япония. Взаимодействие этих трех игроков уже сейчас определяет геополитический баланс не только региона, но и мира. Несмотря на то, что пока они непосредственно не являются членами основных торговых блоков в АТР, во многом именно их позиции, интересы и взаимодействие обусловливают перспективы развития зон свободной торговли в регионе.

Одновременно усиливается и влияние иных государств региона, пример чему — растущая конкуренция между японскими и корейскими промышленниками, повышение роли блока АСЕАН, экономическое усиление Индии.

До последнего времени Россия оставалась для стран АТЭС менее интересным торгово-экономическим партнером, чем они для нее (доля России во внешнеторговом обороте стран АТЭС составляет примерно 1%, в то время как доля стран АТЭС во внешнеторговом обороте России превышает 15%). Причина проста: Россия пока может предложить региону главным образом лишь сырье, в то время как нас интересует в первую очередь высокотехнологичная продукция, производимая в странах АТЭС. Что касается российских производителей сложной технологической и наукоемкой продукции, то они пока слабо представлены в АТЭС.

Исправление такой ситуации вполне соответствует озвучиваемым в последние несколько лет стремлениям руководства России избавить нашу экономику от зависимости от экспорта сырья и сделать более современной и конкурентоспособной.

Подготовлено при поддержке Департамента содействия
инвестициям и инновациям ТПП РФ

Сергей Тюрин,
ТПП-Информ